ШУША
1 августа 1905 года был наконец опубликован указ
Николая II о возвращении церковных имуществ и об открытии армянских школ.
В армянских церквах празднично звонили колокола, происходили торжественные
богослужения. “Недолго же вам радоваться!” - бросали, проходя мимо, иные татары
(«т.Л.» 4.9.1905).
Местные власти и полиция, состоявшие в основном
из татар (так, в администрации Шушинского уезда был только один не-татарин
- уездный начальник Пивоваров - «СПб вед.», 19.7.1905): открыто готовились
к резне. Татар собирали в шайки и усиленно вооружали. Очевидно, для “усиления
кадров” Такайшвили назначил стражником в Казах известного разбойника Кязыма,
недавно убившего двух русских стражников («С.О.», 8.9.1905, 2-й вып.). О характере
карабахской полиции говорят такие детали. В Арешском уезде (центр — Агдам)
награбленный у армян скот татары гнали в имения полицейских приставов: все
три пристава были татарами из Шуши. («И.О.» 1.12.1905). Евлахский пристав
Аббас Везиров был главным организатором разбоя на шушинском тракте («С.О.»,
8.9 1905, 2-й вып.). Ограбленные там армяне шли к шушинскому полицеймейстеру
Хосров-беку — и получали ответ: “это не мое дело — обращайтесь к уездному
начальнику!” («СПб вед.», 19.7.1905). А ханкендинский пристав попросту заявил
пришедшим к нему родственникам убитого армянина; “по-шли вон! “ («С.О». 8.10.1905
2-й вып.).
Такого рода “хранители порядка” вели усиленную
антиармянскую агитацию среди своих единоверцев. Одновременно шла агитация
и от бакинского, Как тогда говорили, панисламического комитета (т.е. националистического
кружка Топчибашева, Агаева и др. - зародыша будущей партии “Мусават”) («Т.Л,
4.9.1905), Для погрома ждали только удобного повода...
В десятых числах августа Арешский, Джеванширский
и другие уезды взбудоражил страшный слух: армяне у села Ванк напали на мирных
кочевников и вырезали множество женщин и детей. 300 вооруженных всадников
из Агдама двинулись на место происшествия и там удостоверились, что вышла
перестрелка из-за 7 украденных баранов, убито 2 татарина, ранено несколько
армян. Подобные ссоры случались ежегодно, и гораздо более кровопролитные.
Но повод был найден. Вооруженные шайки стали останавливать дилижансы; таким
образом “взяли в плен”, предварительно ограбив, 100 пассажиров-армян. («Т.Л.»,
21.8.1905). 15 августа Агдам был окружен полчищами вооруженных татар.
“В Агдаме полный произвол; на улицах селения
встречаются вооруженные татары; лавки заперты - несколько армянских лавок
разграблено ... Когда мы проезжали, горели водочные заводы Хубларова, Ару-нова
и др. Заводы эти окружены толпою татар, вооруженных скорострельными ружьями.
Толпа, что уцелело от огня, торопливо укладывает в арбы и увозит в свои села;
толпой, видимо, руководит чья-то рука, так она смело и нагло действует” («Т.П.»,
23.8.1905). Разгром водочного завода Хубларова подробно описан одним из рабочих
(грузином): “раздался стук в ворота... через несколько минут ворота были разбиты,
и во двор ворвалась толпа татар, человек в 300 и начала стрелять в старавшихся
скрыться рабочих, из которых 9 было убито. Все они - армяне. Трупы их изрезаны
были кинжалами, у некоторых головы отделены от гулочища. В это время другая
часть толпы, стоявшая за воротами, подожгла забор из сухого хвороста. Потом
начался разгром завода и жилых помещений. Все было разграблено и увезено,
бывшие на складе спирт, коньяк и вино были зажжены” (..Т.Л.», 25.8.1905)*.
___________________
* Кстати, разгром винных заводов рикошетом ударил по самим погромщикам:
стало некому покупать виноград, к агдамские татары понесли большие убытки.
Осенью 1905 года виноград под Агдамом даже не убирали («Т.Л.», 24.9.1905).
___________________
Все армяне оставили Агдам, и погромщики обратили
свои взоры на Шушу.
Резня в Шуше становилась неизбежной. Армяне тоже усиленно готовились к предстоящим
столкновениям. Для защиты Карабаха партия Дашнакцутюн сформировала милицию
(ополчение) в 150 человек. Командиром был герой Ханасорского похода 1897 года
Вардан Ханасори, помощником его — Амазасп. Милиционерам были назначены посты
в армянских районах Шуши, каждый пост охраняло по 5-10 человек («Г.Т.», 9.2.1990).
Поводом к шушинской резне послужило убийство
татарина-фонарщика неизвестными (но татары были, конечно, убеждены, что это
дело рук армян) («Т.Л.», 17.8.1905). 16 августа около 2 часов дня в татарской
части города два татарина подошли сзади к бывшему мировому судье Лунякину,
шедшему из тюрьмы, и выстрелом из револьвера убили его наповал*. Вскоре у
Эриванских ворот (в армянской части) татарин ранил в ссоре армянина-объездчика,
а под городом был ранен армянский крестьянин. Это послужило сигналом “ Т.Л.,
8,9.1905). На татарских рынках немедленно были перебиты все находившиеся там
армяне («Г.т. 9.2 1990) Армяне стали запирать лавки, в разных частях города
поднялась перестрелка, а к вечеру армяне и татары, заняв позиции, открыли
друг против друга убийственный огонь. Вся ночь прошла в перестрелке... Татары,
находившиеся в армянской части, были взяты в плен армянами, и наоборот, другие
армяне были взяты в плен татарами” («Т Л.», 8.9 1905). На следующий день армяне
кинулись в маленький татарский поселок за Эриван-скими воротами, к складу
Насира, официально — дровяному, а подпольно — оружейному (Насир как бы заведовал
татарским арсеналом, и армянам это было известно). Вооружившись и поджегши
разгромленный склад, милиционеры заняли позиции у ворот и отбили прорывавшихся
в город татар из Агдама, Ма-лыбеглу и других окрестных селений. Затем к воротам
подъехал хан Джеванширский с сотней молодцов и белым флагом. Численно со своим
отрядом сильно уступая армянам, он стал было говорить им о “братском единении”
и своих миротворческих устремлениях, но армяне были начеку. Едва татары схватились
за шашки, как армяне дали залп поверх голов и разоружили пришельцев. Пленного
хана заставили написать миротворческое воззвание, впрочем, не произведшее
впечатления на татар (см. там же).
____________________
* На Лунякина. видно, татары имели зуб, ибо на него уже было покушение (6
августа в Ханкенди — «Т.Л.», 17.8.1905).
____________________
Тем временем в татарской части громили дома
и лавки армян. Разгромили и сожгли военный лазарет. “В городе вслед за пожаром
лазарета воцарилась полнейшая анархия, а малочисленная полиция, состоявшая
исключительно из мусульман, не в силах была (дипломатическое выражение! —
П.Ш.) удержать озверевшую толпу мусульман от насилия, грабежей и поджогов.
Так, татары, вооруженные насосами, обливали дома армян керосином и поджигали
их. Благодаря сильному ветру, огонь быстро переходил от одного здания к другому...
повсюду около пожаров стояли вооруженные татары и производили стрельбу. Делали
они это, видимо, для того, чтобы не допустить армян к защите своего имущества.
Таким образом огонь уничтожил более 200 домов, большинство армянских лавок,
аптеку Григорьева, театр Хандализова и мировой отдел... установлен факт о
намерении поджечь армянскую церковь... 18 августа на помощь шушинскому татарскому
населению из Джеванширского и Джебраильского уездов стали подходить вооруженные
конные и пешие сельчане. Перестрелка со стороны татар стала усиливаться;*
малочисленный джебраильский гарнизон... совместно с армянскими волонтерами
17и 18 августа успешно отражал приступы татар. Но когда пришли на помощь шушинцам
упомянутые выше сельчане, толпа татар, имея перевес над войсками, успела с
трех сторон ворваться в армянскую часть города и открыть убийственный огонь
по армянскому кварталу”. Войска и армянские волонтеры, отстреливаясь, отступили
к крепости; следом двинулись мирные жители. “Перестрелка продолжалась почти
целый день, то затихая, то разгораясь с новой силой. В самый критический момент...
с бульвара Шуши... грянул оглушительный выстрел, через некоторое время другой,
третий, наконец, грянул оглушительный взрыв и наступила тишина... Оглушительные
выстрелы подействовали на толпу татар, а последний взрыв окончательно парализовал
толпу: она немедленно прекратила стрельбу, выкинула белый флаг и вступила
в переговоры с армянами. Оказалось следующее: неподалеку от дома Амбрумова,
безо всякой цели, валялось крепостное орудие, с датой 1827г. Орудием этим
и воспользовался один из местных запасных артиллеристов из армян и стал обстреливать
им татар. На четвертом выстреле орудие разорвало, и артиллерист только тогда
прекратил стрельбу. Начинял он орудие гирями и кусками чугуна; хотя они не
оказали разрушительного действия, но подействовали на татар так сильно, что
они после 3-го выстрела прекратили дальнейшее наступление на войска и армян...
20 августа последовало полное примирение между армянами и татарами, и в тот
же день последовал обмен пленными. Уничтожено огнем 240 домов; убито 318;
много раненых, исключительно 3-х линейными винтовками, (т.е. армейским оружием,
которого, теоретически, у обывателей быть не может! — П.Ш.). Среди армян встречаются
раненые разрывными пулями, видимо, “дум-дум” («Т.Л.», 8.9.1905). В Шушу были
двинуты войска и выехал сам губернатор Такайшвили.
____________
* Как раз в этот день (18 августа) шейх-уль-ислам получил телеграмму из
Шуши: “Мусульман армяне режут. Примите меры” («Т.Л.». 4.9.1905).
_____________
Шуша после погрома имела мрачный вид: “Наряду
с вооруженными армянами и татарами встречаются на каждом шагу патрули солдат
и казаков. В 7 ч. вечера на улицах Шуши уже нет никого; благодаря отсутствию
городского освещения, над Шушою царствует зловещий мрак, и только тусклые
огоньки в некоторых жилых домах говорят, что в городе есть еще живые люди...
(Татары не продавали армянам керосина — П.Ш.). В особенности тяжелое впечатление
производит на зрителя центральная часть города. Тут огонь произвел полное
опустошение, и там, где несколько дней тому назад гордо красовались 2-х —
3-х этажные каменные здания, теперь одни лишь развалины, обгорелые стены и
груды всякого хлама. Тут толпой, видимо, руководили фанатизм, злоба и месть,
и недаром.в храме красовались надписи на русском языке “христиане — ...” (там
же).
Столь же тяжелое впечатление произвели развалины
Шуши и на другого корреспондента «Тифлисского листка», татарина, подписавшегося
“Мамед”. “Нужно иметь сердце кровожадного зверя, дикаря, чтобы решиться на
такой поступок, и ангельское сердце, чтобы простить этот поступок”, — говорит
он о “подвигах” своих единоплеменников. Положение оставалось напряженным еще
долго, почти год. Татары объявили армянам бойкот и не продавали ни хлеба,
ни керосина. А поскольку житницей Шуши считался Агдам, среди армян начался
голод. Наконец Такайшвили велел татарским купцам выделить армянам продовольствие,
и те выделили... 50 пудов сахара. “Татарское население не посещает армянскую
часть города, а армянское — татарскую — пишет Мамед в начале ноября 1905 года.
— Почти ежедневно исчезают, Аллах, конечно, ведает, куда, армяне, а недавно
под Шушой были убиты четыре армянина, собиравшие шишки... Для приобретения
чего-либо в татарской части армяне посылают солдат. Но теперь и солдатам перестали
продавать продукты, зная, что продукты покупают для армян” («Т.Л.» 4.11.1905).
По поводу исчезновения людей никакого следствия не велось. Не велось и следствие
об исчезновении 30 армян (в том числе женщин и детей) — пассажиров трех дилижансов,
остановленных под Агдамом в начале сентября (после того, как Такайшвили много
раз громогласно заявлял, будто спокойствие на тракте Евлах — Шуша полностью
восстановлено), (см. «Н.О.», 1.12.1905). Три месяца после событий в Шуше действовало
временное отделение елисаветпольско-го окружного суда; в результате из 26
дел, касавшихся участников погрома, было рассмотрено 4, а остальные отложены
“за неявкою обвиняемых и свидетелей”!
В Шуше наступило относительное спокойствие,
а в уездах разыгралась настоящая война.
“Мусульманское население края, видя, что погромы
заводов в Агдаме и расхищение имущества армян остаются безнаказанными, стало
организовывать вооруженные банды, в несколько сот человек каждая, и делать
нашествия на армянские села и деревни, сжигать хутора и запасы корма, вырубать
сады и т.д. Армяне с своей стороны по мере сил не оставались в долгу у татар:
нападения они отражали вооруженной рукой, сами в свою очередь нападали на
татарские селения, из которых организовывались названные банды и которые стали
местом сборища из разных пунктов, выжигали и вконец разрушали их и т.д...
“ («Н.О.», 1.12.1905). “В Джеванширском уезде - сообщает «Тифлисский листок»
- в селениях Дудукчи, Ахилла, Ахбулах и Хармандши часть населения вырезана,
часть спаслась бегством. Дома сожжены и разграблены, селения Эдилу и Бутап
окружены татарами; значительная часть вооруженных полчищ двинулась к селению
Гадрут и друг. “ («т. л.», 27.8.1905). 19 августа татары сожгли Гадрут, ограбили
Амарасский монастырь и унесли мощи св. Григория (вскоре разысканные и возвращенные
властями). Тогда армяне подожгли село Диван-Ашлар, а 24 августа утром жители
с.Хирманджук напали на татарское село Халарша, угнали весь скот и захватили
8 человек татар (см. «Т.Л.» 11.9.1905).
Сразу после окончания шушинской резни агдамские,
малибейлийские и прочие окрестные татары собрались на станции Дальмаметлы.
Порешили пойти и разгромить Ханкенди, вместе с Гадрутом, бывший центром организации
карабахских армян. («С.О.», 30.8.1905) Но известный разбойник Дали-Али явился
к толпе и разогнал ее по домам, пригрозив расправиться с зачинщиками. Слухи
об этом несостоявшемся походе вызвали панику в Елисаветполе: армяне закрывали
лавки, ожидая погрома. («Т.Л.» 25.8.1905).
Одновременно дашнакские отряды самообороны заняли
старинные укрепления Аскеранского прохода. Дважды армяне отбивали атаки татарской
конницы. 22 августа к Аскерану подошел большой отряд конных татар, возвращавшихся
из Шуши в Агдам. Зная, что проход занят армянами, татары выслали на разведку
изХоджалу 30 всадников. Они не вернулись. Выслали еще 11 — те тоже не вернулись.
Татары решили, что их товарищи прошли безопасно; на самом деле они были окружены
и быстро уничтожены все до одного. Татары сожгли 340 домов («Т.Л.», 4.11.1905)
Здесь нецензурное выражение — прим. авт.
Но ободренные татары двинулись мимо старинных
крепостных стен, тянущихся с двух сторон прохода. Неожиданно из-за стен ударили
залпы... Татары были окружены и легко перебиты; часть пыталась прорваться
к караван-сараю Гасан-аги, но полегла под пулями отряда, засевшего на старом
татарском кладбище. Из двух сотен, подошедших к Аскерану, в живых осталось
только 6 человек («г.т.», 9.2.1990).
Такайшвили явился в Шушу и вновь принялся утверждать,
что в губернии все спокойно. В начале сентября, в Шушу к губернатору являются
три армянина из села Миришаллу Шушинского уезда “и заявляют, что в соседнем
с ними татарском селении Аб-дал-Гюлафлы ими замечено большое скопище вооруженных
татар из разных пунктов уезда и что они опасаются нападения как на их селение,
так и на соседние армянские, и потому просят генерала принять меры к предотвращению
погромов. Генерал отсылает их назад, уверяя, что ничего подобного быть не
может, и что если татары осмелятся сделать нападение, то он разорит их селение.
Через два дня после этого, ночью, татары в большом числе... напали на Миришаллу,
разграбили и сожгли несколько домов, перебили несколько человек армян, между
которыми были дети и женщины, и только благодаря стойкому отпору армян, не
смогли довести до конца предпринятого разгрома целого села. На другой день
армяне как из Миришаллу, так из других соседних селений собрались в числе
нескольких сот человек, и, чтобы обезопасить себя от будущих нападений, решили
самим напасть на татар, рассеять скопище их, а самое гнездо их разорить и
разрушить вконец.
Не дожидаясь исполнения генеральского обещания
- разорить Абдал-Гюлафлы, армяне сами напали на это селение и в течение нескольких
часов превратили его в груду дымящихся развалин”. Для защиты татарского селения
генерал выслал-таки казаков, но они опоздали («И.О.» 1.12.1905).
В заключение следует рассказать любопытную историю,
характеризующую в том числе тогдашние представления о журналистской этике.
Официальное Российское Телеграфное Агентство
передавало: “Баку, 21 августа. 16-го августа в Шуше армяне внезапно напали
на мусульман, живущих и торгующих в армянской части города, и всех их вырезали.
Армяне подожгли затем целый поселок в 40 домов у Эриванских ворот... Мусульмане,
в числе 100 человек, имея во главе бывшего владетельного хана и председателя
комитета по умиротворению Джеванширского уезда, прошли в армянскую часть,
чтобы успокоить население, но армяне, напав на них, ранили многих, а остальных
взяли в плен. Подъезжающего на помощь и.о. губернатора Барановского армяне
поранили. Мусульмане взяли раненого губернатора в город и, возмущенные насилием,
начали отбивать армянские нападения. К тому времени из окружных селений к
мусульманам... подошла помощь; тогда армянское духовенство, бездействовавшее
до того времени, выступило с просьбой о прекращении насилия”. Эта любопытная
телеграмма характеризует не только взгляды корреспондента (им был, видимо,
Топчибашев), но и взгляды и понятия хозяев агентства — высшей российской бюрократии.
Телеграмма вызвала скандал. «Тифлисский листок», например, сопроводил ее следующим
комментарием: “Мы не можем не обратить внимание на напечатанную в сегодняшнем
№-ре телеграмму... о шушинских событиях. Не говоря уже о том, что это сообщение
резко расходится с действительностью, извращает ее и совершенно не соответствует
другим сообщениям из различных частных, административных и официальных источников,
крайняя тенденциозность этой телеграммы слишком явна и бросается в глаза каждому
безпристрастному читателю, мало-мальски знакомому с положением дел на Кавказе
и хоть немного понимающему истинный смысл татарско-ар-мянекой распри. Но и
полное несоответствие и крайняя тенденциозность телеграммы... понятны; телеграмма
эта — сочинение бакинского агента, редактора «Каспия» Али Мардан-бека Топчибашева.
По наведенным нами в официальных сферах справкам
губернатор совершенно здоров и никем не ранен” («Т.П.», 23.8.1905).
В «Сыне отечества» по поводу этой телеграммы
выступил Конст. Пономарев. Отметив, что армяне являются обороняющейся стороной,
он продолжал: “Но, несмотря на факты, известные всему Кавказу, и частью засвидетельствованные
официально... появились телеграммы, искажающие факты и исходящие от татарско
-исламистской партии, группирующейся вокруг газеты «Каспий». Видные представители
этой партии... продолжали в течение весны и лета агитировать против несчастных
армян, измышляя события вроде, будто бы, сожжения в бане армянами татарских
женщин, нападений на мулл, ограбления мечетей. Измышления эти были опровергнуты...
уважаемым на Кавказе мусульманским писателем Султа-новым. О них ни слова так
же не говорилось ни в донесении... генерала Алиханова, (мусульманина), ни
сменившего его принца Людовика-Наполеона... “ Сторонники «Каспия» - это “группа,
которой единственно только на руку все эти ужасы, тогда как несчастный мусульманский
народ оплачивает их своей кровью и потом” («С.О.» 23. 8.1905). Ложь телеграммы
была слишком откровенной, особенно в пункте о поранении Барановского. Посыпались
опровержения, в том числе и официальные (см. «т.л.», 24.8.1905). Однако татарские
идеологи не оставили своих усилий и распустили слух, будто в Шуше армяне ворвались
в мусульманскую школу, перерезали 20 мальчиков-персов и отрезали им уши и
носы. Эту историю специальная делегация рассказала персидскому шаху, проезжавшему
тогда через Закавказье; однако генерал Ширинкин опроверг ее официально. («С.
О.», 2.10.1905, 2-й вып.).
|