Джиграшен, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Название "Джиграшен" подарило ряд приданий (так называлась ещё одна из церквей Ахпата) относительно причин строительства. Протоирей этой церкви Симеон в своей докладной записке от 1815 г. отмечает, что по рассказам старцев, священники Барсег, Давид, члены братии св. Ншана, в процессе строительства отделились от остальных и приступили к сооружению новой обители - Джиграшена. Место для церкви им было представлено родами Пиргулянов и Тэр-Даниелянов. Возвели они стены высотой в "два человеческих роста". Долгое время церковь оставалась незавершённой. Полученные от горийца Бежанбека 60 туманов позволили довести строительство до перекрытия. Спустя некоторое время прибывший в Тифлис ага-Иованнес Аматуни в 1777 г. снёс развалившиеся части и приступил к строительству заново. Начатое им дело продолжал его наследник. С запада церковь была расширена на новозаложенном фундаменте. Завершилось строительство за 7 лет и обошлось (вместе с куполом и колокольней) в 1700 туманов. Протоирей Симеон, участник и надзиратель строительства при сыне Аматуняна, датирует основание Джиграшена 1654 годом. Название Джиграшен он не этимологизирует, но упоминает об уходе из братии св. Ншана священослужителей, ставших основоположниками новой обители. Судя по версии, ктитор приступил к строительству "назло" ("джигри") своим соотечественникам, не позволившим этого делать в его родном крае. По другой версии, церковь основана на средства её настоятеля тэр-Парсадана Моинова, завершена же в 1729 г. при ктиторстве князя Акобджана Аматунова."Джиграшен", конечно, обыденное наименование. Возможно, что "Джиграшен" считался своего рода "филиалом" Норашена. Обитель противопостовлялась не Норашену, а церкви католиков-армян, находящейся недалеко от неё.Протоиреем Джиграшенской церкви в 50-80-е годы XIX в. был внук Саят-Новы, Мовсэс Саятнянц. Фотогалерея церкви
|