В источниках и литературе по древностям Тифлиса о времени и обстоятельствах строительства этой церкви сведений найти не удалось. Она фигурирует в плане города от 1825 г. и ещё в одном списке армянских церквей, составленном 16 декабря 1831 г. Историки относят возведение обители предположительно к первой четверти XIX в. С 1795 г. "государственную деревню Чугурети с принадлежащими местами и крестянами, - говорится в дарственной грамоте царя Ираклия II, - детям Саркис-ага Карапету и Георгию [Аматуни] пожаловали на вечное владение и ныне повелеваем эшиг-ага-баше Тамазу Орбельянову, деревню отдать в вечное владение". Представители рода Аматуни, (выходцы из г.Нахичевана), оказавшись "в этом богохранимом городе", как пишет о нём махтеси Иованес Аматуни в строительной надписи церкви Джиграшен, проявили усердие в строительстве культовых сооружений, обладая "дарованными господом средствами". Став владельцами Чугурети, они, разумеется, проявили заинтересованность в умножении жителей этого квартала города, что и привело к необходимости основания новых обителей. Не случайно, что в той же первой четверти XIX в. была сооружена ещё одна армянская церковь - Чугуретская обитель св.Георгия, строителями которой являлись "ереванец Папэн и Яков Кочаров" (1807 г.)К сожалению, о церкви св.Георгия мы не располагаем каким-либо дополнительным материалом, от церкви же Богородицы дошли до нас две надписи : одна на грани её крещальной, другая - эпитафия когда-то существовавшей ограде церкви.Перевод : "Помяни, господи, душу покойного Георгия Мироевича Мириманянца. 29 месяца март 1857 г."Это единственный известный нам случай из армянской эпиграфики, когда эпитафия и надпись поминально-дарственного содержания, абсолютно идентичны.
|