Обитель св.Богородицы Шамкорцев называется так же "Кармир аветаран",
т.е. "Пурпурное евангелие". Находится в нескольких десятках метров от
св.Георгия Эчмиадзинцев, в том же так называемом "Гаре-Авлабари". Само
название "Шамкорцев" уже является свидетельством,что церковь либо
основана, либо возобновлена-реконструирована жителями города -
выходцами из Шамкора. В отдельных случаях народная память фиксировала
не только название изначального места жительства, откуда были
переселены основатели того или другого культового сооружения, но даже
этапы переселения из одного и того же места. Этим, в частности, можно
объяснить появление названия - "св.Минас старых ереванцев" (основана в
1811 г.) в отличие от той обители, которой стали пользоваться
новопереселенцы. Подобные названия продиктованы были прежде всего
стремлением внести ясность в количество прихожан и в пределы паствы,
вокруг которых нередко возникали горячие споры, ибо этими факторами
определялись доходы данной обители. Словом, указываемые названия
определялись не этнокультурными или конфессиональными обстоятельствами,
а иными соображениями.
Не первое, но наиболее массовое переселение
Гандзакских (Гянджа; Кировабад), и должно быть, Шамкорских армян в
Тифлис имело место в 1723 году, когда, возвращаясь из Гандзака в
Тифлис, сэр-аскер Ибрагим-паша переселил сюда "около 3000 человек из
покорённых и подчинённых армян", о чём сообщает турецкий историк Кучук
Челеби-заде. Количество переселенцев из армянской среды (Араратская
долина, Лори, Гандзак, Карабах и т.д.) особенно возросло во второй
половине XVIII в., в частности при царе Ираклии II, который тем самым
создавал условия для укрепления экономики царства.
По словам
французского консула в Тифлисе (1820-1824) Гамба, "население Тифлиса
всё растёт и растёт от наплыва армян, которые ищут здесь убежище от
тирании турок и притеснении персиян... В 1820 г. в Тифлисе было около
24000 жителей. В 1825 г. его население исчислялось по меньшей мере в
33000. В этом году, как в самом городе, так и в его предместьях,
насчитывалось : 2500 армянских семейств, 1500 грузинских и 500
татарских и персидских, итого 4500 семейств..."
Нам неизвестно,
основана ли церковь "Кармир Аветаран" именно общиной Шамкорцев, но так
она называлась ещё до той коренной реконструкции, которой подверглась
почти одновременно с церковью Эчмиадзинцев - в 50-е годы XIX в. Игн.
Иоселиани убеждён, что она основана в 1775 г. Шамкорцами, но из каких
источников он исходит при этом, не указывается. В неоднократно
цитированном реестре армянских памятников сказано : "Св. Богородица
Шамкорцев; построена общественностью в 1809 г." Данный реестр, как
правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были
получены Нерсесом Аштаракеци от непосредственных настоятелей или
священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной
представляется эта дата - 1809 г. На этом месте, до строительной
деятельности Шамкорцев, существовала обитель, основанная в 1775 г.,
дату основания которой Игн. Иоселиани отнёс к "Шамкорской". Как бы то
ни было, "существующая ныне церковь" с массивным куполом, оригинально
оформленная фасадами с круглыми окнами в верхней части, с обрамлениями
окон и входов, снабжёнными надписями, с её довольно большими размерами
и т.д., относится к 40-50-м годам прошлого века, о чём свидетельствуют
поминальные надписи и разнородные скульптурные изображения выполненые
неким М.Т.П. Кто такой скульптор М.Т.П., какие именно изображения
выполнены им и какой они представляют искусствоведческий интерес - это
вопросы, на которые должен ответить компетентный историк армянского
искусства.
До 13 апреля 1989 года это была самая высокая церковь в Тбилиси.
13 апреля 1989 года Кармир Аветаран взорван.
Оффициально из-за сейсмо опасного состояния.
Сегодня от него остались одни руины.
Фотогалерея церкви