Среда, 18.10.2017, 04:00
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 458
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Тифлис и его окрестности

Окрестности Тифлиса

По Г. М. Туманову

Окрестности Тифлиса довольно богаты памятниками древности, имеющими археологическое значеніе, но не отличаются ни особенной живописностью и разнообразіемъ видовъ, ни богатствомъ флоры и фауны, ни удобствами путей сообщенія. Темъ не менее въ критическія минуты, въ знойное летнее время, окрестности оказываютъ большое благодеяше населенію Тифлиса, томящемуся отъ жаровъ.

Коджоры. Еще издавна, какъ передаютъ грузинскія летописи, Коджоры были летнимъ место пребываніемъ грузинскихъ царей. Царемъ Ростомомъ въ XVI в. „на живописныхъ высотахъ Азеуми" (впоследствіи Коджоры) былъ построенъ дворецъ съ укрепленіемъ, въ которыхъ жили въ летнее время какъ онъ, такъ и последующіе грузинскіе цари - Георгій XI и Вахтангъ VI. Дальнейшая судьба Коджоръ - неизвестна и памятниковъ старины тамъ не осталось никакихъ, за исключеніемъ развалинъ замка „Керъ-оглы", одиноко возвышавшагося среди сплошного дремучаго леса. При возобновленіи нынешнихъ Коджоръ, земля подъ ними была пріобретена въ конце 40-хъ годовъ, при кн. Воронцове, казною, и разделенная на участки, роздана безплатно лицамъ, согласившимся построить въ продолженіе года дачи съ садами при нихъ. Начало возникновенія Коджоръ относится къ 1850 г.

Нынешніе Коджоры мало чемъ отличаются отъ прежнихъ, разве лишь темъ, что мало по малу прививается къ нимъ городской характеръ, вследствіе того, что они служатъ летней резиденціею некоторыхъ учрежденій Тифлиса (штабъ кавказскаго округа, канцеляріи Наместника, заведеніе св. Нины, девичій институтъ и пр.). Кроме того, некогда богатая растительность Коджоръ ныне почти исчезла. Скудость растительности, отсутствіе местъ для купанья, а иногда даже воды для питья, расположеніе местечка на покатости и неименіе поэтому удобныхъ местъ для гулянья, - составляютъ существенные недостатки Коджоръ, какъ дачнаго пункта.

Коджоры расположены на вые. 4940 ф. надъ ур. моря и отличаются горнымъ климатомъ и прохладой. Какъ-бы ни было жарко въ Тифлисе, въ Коджорахъ всегда можно найдти пунктъ, где умеряется жара тихимъ пріятнымъ ветеркомъ (კოჯრის ნიავი). Коджоры благотворно действуютъ более всего на детей, но не всегда полезны для взрослыхъ, страдающихъ малокровіемъ слабонервностью, слабой грудью и ревматизмомъ. Дачи (числомъ более 100) расположены на крутой и открытой горе; на верхней линіи оне новее и съ большими удобствами, чемъ на нижней, но центръ жизни все еше сосредоточенъ внизу, где преимущественно можно достать съестные припасы и где происходить движеніе автомобилей омнибусовъ и пр. Дачи невсегда дешевы: комната идетъ за лето за 50 - 75 руб. и даже 100 руб.

Коджоры - посадъ; действуеть здесь упрощенное городское самоуправленіе.

Копа; №№-ра въ последнихъ дешевле, чемъ въ первой, ц. 1 - 2 р. за №, но безъ удобствъ; тамъ же можно иметь столъ въ 75 к. - 1 р. 50 к. Такса на фаэтонъ за конецъ - 60 к.

Развлеченіемъ для дачниковъ служатъ танцовальные вечера въ посадской ротонде. Кроме того, дачниками же совершаются более или менее отдаленныя прогулки по окрестнымъ местамъ: Керъ-оглы, къ Удзо и пр.

Съ каждой дачи и съ каждаго уголка Коджоръ виднеется неизбежный причудливой формы никъ Керъ-оглы. Это - развалины древняго замка или укрепленія [О немъ существуетъ много легендъ, см. Шопена „Истор. памятникъ состоянія Арм. обл."; изданіе учебнаго округа; „Сборникъ матер. для описанія местн. и племенъ Кавказа", т. IX; груз. драму Антонова „Керъ-оглы" и др.], возвышающаяся на горе, среди окрестъ лежащаго леса и имеюшія удивительную способность притягивать къ себе издали всехъ коджорскихъ любителей прогулокъ. Къ Керъ-оглы ведетъ съ Коджоръ колесная дорога (2 версты), а также тропа черезъ лесъ по телеграфнымъ столбамъ. Оттуда открывается прекрасный видъ на окутанный мелкимъ лесомъ окрестности, на близлежащія деревни, Гоубани и др., и на дальнія равнины и горы Сомхетіи.

Другое место для прогулокъ въ противоположномъ направленіи - Удзо (по-грузински - бездетный). Это - старинная грузинская церковь на остроконечной горе, къ которой ведетъ дорога, окайменная съ обоихъ сторонъ мелкимъ лесомъ и снабженная тамъ и сямъ скамейками для пешеходовъ: по этой дороги находится прекрасный родникъ; съ подножья же горы до самой церкви прежняя прямая дорога меняется и начинаются крутые извивы. Съ церкви Удзо открывается внизу видъ на сел Цхнети, родовое именіе кн. Бебутовыхъ селеніе довольно большое, но страдающее общимъ порокомъ этихъ местъ - недостаткомъ воды.

Местомъ для прогулокъ считается также тифлисская дорога. Съ крайнаго коджорскаго пункта ея открывается видъ на дальній Тифлисъ и на сравнительно близлежащія деревни: Цавкиси, Окрокана и Табахмела. Все эти деревни лежатъ значительно ниже Коджоръ, лишены растительности и страдаютъ недостаткомъ воды.

Коджоры имеютъ оживленное сообщенніе съ Тифлисомъ, отъ котораго отстоятъ на разстояніи 18¾ версты. Ежедневно по два раза изъ города въ посадъ и обратно ходятъ автомобили и дилижансы, (отправляются они съ Эрив. площ.). Между Коджорами и Тифлисомъ существуетъ также тропа для пешеходовъ и верховыхъ, идущая большею частью по линіи телеграфныхъ столбовъ (более чемъ вдвое короче колеснаго пути).

Манглисъ. Тифлисско коджорская дорога близъ посада разделяется на 2 ветви: одна идетъ по верхней линіи Коджоръ на Манглисъ, другая - по нижней, на Белый-Ключъ. Разстояніе отъ Тифл. до Манглиса - 57¼ вер. Туда также едутъ автомобили и дилижансы. Манглисская дорога представляетъ чрезвычайно неровную линію. После крутого подъема изъ Тифлиса и Коджоры, дорога далее къ „Белому духану" представляетъ крутой спускъ, а у самаго Манглиса заканчивается длиннымъ и кружнымъ спускомъ въ котловину. На первой отъ Коджоръ стоянке „Белый духанъ" имеется несколько духановъ, въ которыхъ всегда можно найдти традиціонный шашлыкъ, и кахетинское вино. Съ этой станціи идетъ дорога въ Бетаніа (см. ниже). Отсюда же виднеется близлежащее сел. Кикети съ его высокою красивою сосновою рощею. Близъ этого селенія и въ 7 верстахъ отъ Коджоръ находятся развалины Кабенскаго монастыря , состоящаго изъ трехъ церквей, построенныхъ, какъ можно усмотреть изъ надписей на нихъ, еще при царице Тамаре, въ XII - XIII векахъ, сохранившаяся на этихъ развалинахъ резьба и изваянія даютъ понятие о роскошной архитектуре того времени.

Между станц. „Белый духанъ" и Пріютомъ, съ правой стороны дороги, можно видеть громадную пропасть между двумя почти отвесными стенами скалъ - это такъ назыв. Пропалая балка или Сампропалъ. Названа она такъ потому, что въ эту пропасть будто бы некогда свалилась одна крестьянка съ телегой. Телега съ буйволами погибла, крестьянка же спаслась, запенившись за дерево. Недалеко отъ этой балки находится станц. Пріютъ, окруженная густымъ лесомъ изъ дуба, граба частью сосенъ и др. деревьевъ. Благодаря хорошему климату и местоположенію, Пріютъ въ прежное время былъ дачнымъ местомъ для главноуправляющихъ и состоявшихъ при немъ чиновниковъ. Теперь это - небольшое поселеніе отставныхъ чиновъ, привлекающее ежегодно 10 - 15 дачниковъ, пользующихся здесь некоторыми удобствами (мясной пищей, здоровой водой и пр.).

Между Пріютомъ и Манглисомъ расположено большое сел. Тонети, съ арм. и груз. населеніемъ. Затемъ уже следуетъ самый Манглисъ который лежитъ въ впадине, и къ нему ведетъ 4-хъ верстный спускъ у подножья котораго перекинута въ 1851 г. надъ оврагомъ прочный каменный мостъ

Исторія происхождения Манглиса мало известна, но что местность на которой онъ теперь расположенъ, играла историческую роль, - это вне сомненія. На это указываютъ развалины старинныхъ церквей и башенъ по окрестнымъ горамъ и лесамъ и даже следы грузинскихъ деревень, какъ напр. въ Старомъ Манглисе, где доныне сохранился древній грузинскій храмъ. Существуют даже историческія указанія, что въ XVIII в. лезгины разграбили урочище Манглисъ съ его окрестностями; населеніе было разогнано, богослуженіе въ вышеупомянутомъ храме прекращено и урочище перестало существовать до водворенія русской власти. Въ начали нынешняго столетія здесь былъ поставленъ полкъ и появились первыя дачи.

Манглисъ расположенъ на выс. 3,980 ф. надъ ур. м. окруженъ горами, покрытыми, хотя и не сплошь со всехъ сторонъ, высокимъ, лесомъ. Урочище делится собственно на 3 части: 1) штабъ квартира съ примыкающею къ ней рощей, писарской слободкой и следующею за нею „Протягайловкой", 2) „Поселеніе" отставныхъ нижнихъ чиновъ, и 3) Старый Манглисъ, въ 2-хъ верстахъ отъ новаго. Манглисъ мало имеетъ сходства съ остальными пунктами Закавказья. Какъ по климатическимъ условіямъ, такъ и по растительности онъ смахиваетъ более на северъ. Въ немъ растутъ рябина, береза, малина, грибы, наконецъ богатство его составляеть высокая сосновая роща. Зима въ немъ - суровая и морозы доходятъ до 20° R. Сами жители - все русскіе, т. к. урочище это является штабъ-квартирой гренад. лейбъ-Эриванскаго полка.

Летомъ наезжаютъ сюда довольно много дачниковъ, преимущественно изъ Тифлиса, здесь проводить лето обыкновенно кадетскій корпусъ, имеющій свое особое помещеніе у писарской слободки. Дачи на Манглисе дешевле, чемъ въ Коджорахъ. Лучшія и вместе съ тъмъ более дорогія дачи расположены вокругъ парка, въ центре штабъ-квартиры; дачи же близъ сосновой рощи, у писарской слободки, часто занимается страдающими грудной болезнью и после оставленія ихъ последними, оне дачевладельцами иногда вовсе не дезинфецируются, вследствіе чего при найме дачъ требуется со стороны дачниковъ особая осторожность.

Главной приманкой для дачниковъ является сосновая роща, особенно благодетельная для грудныхъ больныхъ. Кроме этой рощи и парка, местомъ для прогулокъ могутъ служить дороги къ „Зеленому монастырю" къ речке Алгетке, протекающей но одному изъ овраговъ урочища, и къ Старому Манглису. Последній въ настоящее время также служитъ местомъ для дачнаго жилья (здесь между прочимъ помещается пансіонъ тифл. 1 классической гимназіи), но имеетъ тотъ важный недостатокъ, что часть провизіи дачникамъ приходится доставать изъ штабъ-квартиры, за 2 версты.

Вообще же недостатки Манглиса, какъ дачнаго места, заключаются въ отсутствіи здоровой воды (она берется изъ окрестныхъ родниковъ), въ липкой глинистой почве делающей долго невозможными прогулки после дождя.

Единственная достопримечательность Манглиса - древній храмъ въ Стар. Манглисе, расположенный между рч. Гвелтетисъ-цкали и Мджависисъ-цкали, приток, рч. Алгетъ. Онъ построенъ, какъ передаютъ грузинскія летописи, еще при царе Миріане (252 - 329 г. по Р. X.), теми духовными лицами, которых, послалъ имп. Константинъ Вел. въ первой половине IV в. къ Миріану, въ Грузію, для упроченія тамъ христ. веры. Затемъ, известно, что въ конце V в., при Вахтанге Гургаслане: съ учрежденіемъ должности католикоса и кафедры епископа, учреждена была и манглисская епархия. Этотъ древній соборъ довольно большой, но не тотъ первоначальный, построенный въ IV в; съ техъ поръ, повидимому, онъ былъ обновляемъ; такъ, по грузинскимъ летописямъ известно, что местность Манглиса бывала ареной разорения со стороны многочисленныхъ враговъ Грузіи и соборъ этотъ терпелъ много отъ турокъ, при Давиде III, въ начале XII стол., и отъ персіянъ, при царе Симоне, въ XVII стол. Это было причиной, что епископъ Арсеній въ томъ же XVII веке исправилъ соборъ и оградилъ его каменной стеной, съ бастіонами по угламъ и башнею надъ воротами; у воротъ же, извне, онъ выстроилъ маленькую церковь. Въ XVIII же стол., какъ было, сказано выше, съ опустошеніемъ урочища лезгинами, храмъ былъ оставленъ на произволъ судьбы, несмотря на это, грузинскія преданія утверждаютъ, что онъ не бывалъ никогда разрушенъ, на томъ-де основаніи, что на одной изъ сторонъ свода его купола былъ изображенъ Мухамедъ на льве, что давало поводъ мусульманамъ не трогать храма. Манглисскій соборъ представляетъ очень прочную постройку, стены и своды его чрезвычайно толсты (местами до 9 ф.) и массивны. Стиль постройки - полу-греческій, полу-местный. Куполъ имеетъ 6 узкихъ оконъ, простенки которыхъ расписаны различными изображеніями, самый же сводъ купола изображаетъ св. Георгия верхомъ на коне. Изъ оставшихся редкостей собора следуетъ отметить митру манглисскихъ епископовъ, хранящуюся ныне въ московскомъ Успенскомъ соборе; она сделана при царице Русудане (1223 - 42 г.) и въ ней хранится гвоздь Господенъ, подаренный Константиномъ Вел. царю Миріану. Въ 1850 - 51 гг. храмъ этотъ исправленъ при содеіствіи кн. Воронцова. Недалеко отъ этого памятника христианства находится превосходный истоточникъ а вся прилегающая местность отличается издавна прекрасными сенокосами.

Белый-Ключъ. Это урочище - штабъ-квартира грен. грузин. полка, со слободкой, и дачное место для тифлисцевъ; расположенъ на высоте 4110 фут. надъ ур. м., въ котловине, близъ рч. Чивчива, притоке р. Храмъ. Местное названіе урочища - Агъ-Булагъ, что по татарски означаетъ „белый ключъ"; названіе это дано вследствіе имеющагося тамъ известковаго источника, по свойству своему впрочемъ безвреднаго. Дачи не отличаются особымъ комфортомъ; сообщение съ Тифлисомъ несовсемъ удобное: разстояніе между ними - 53¾ версты, корреспонденція идетъ три раза въ неделю, срочные экипажи не ходятъ. Но въ виду того, что дачи очень дешевы, а климатъ и вода здоровы, - летомъ общество собирается здесь довольно многолюдное. Сообщеніе съ Тифлисомъ производится посредствомъ почтовыхъ экипажей или слобожанскихъ дрогъ, известныхъ нодъ назвашемъ „роспусковъ", довольно удобныхъ для сиденья. Почтовый путь отъ Тифлиса пролегаетъ по шоссе, черезъ незначительныя селенія Табахмела, Борбало, Сагирашени и др.

Природа Белаго-Ключа не отличается красотами; окрестности же его более заслуживаютъ вниманія: тутъ въ 7 верстахъ находится такъ назыв. „Зеленый монастырь"; точнее говоря, развалины монастыря, обросшія плющемъ, куда дачники часто совершаютъ прогулки изъ урочища; въ окрестностяхъ же Белаго-Ключа (въ 3 вер.) находятся развалины Самшвильдо, некогда представлявшаго изъ себя городъ, превосходно укрепленный и принадлежавшій роду князей Орбеліани. Прежде на этомъ выгодномъ стратегическомъ пункте стояли высокія башни и замки и богатыя церкви, теперь же здесь ничего не осталось, кроме развалинъ. Самшвильдо находится на томъ полуострове, который образуется въ месте впаденія реки того же имени въ р. Храмъ. Съ трехъ сторонъ его облегаютъ крутые недоступные обрывы, и къ нему можно подойти, и то съ-трудомъ, отъ ручья вверхъ но единственной извивающейся дорожке [Легенды объ окрестностяхъ Белаго-Ключа (Агъ-булага) см. въ IX т. „Сборника матеріаловъ для описанія местностей и племенъ Кавказа" (изд. кавк. учеба, округа).] .

Говоря о дачныхъ местахъ, расположенныхъ близъ Тифлиса, необходимо также упомянуть сел. Лиси, расположенномъ въ 13 верстахъ, къ сев. - зап. отъ него, у подошвы горы Лиси, на правой стороне р. Куры. Здесь особо организованнымъ товариществомъ изъ тифлисскихъ обывателей уже летъ 6 строятся небольшія дачи съ паркомъ. Селеніе въ настоящее время имеетъ удобное сообщеніе съ Тифлисомъ. Повидимому какъ дачный пунктъ могутъ быть годны и близлежащія къ Лиси сел. Цодорети и Тхинвали.

Такъ сильна вообще у тифлисцевъ потребность въ близкихъ дачныхъ местахъ и такъ мало последнихъ, что почти каждое окрестное Тифлису селеніе, какъ напр. Авчалы (по линіи железной дороги), Окрокана и др., служитъ местомъ убежища отъ тифлисскихъ жаровъ. Для Тифлисцевъ иногда служатъ дачнымъ местомъ и штабъ-квартира 2-й и 5-й кавк. гренадерской артил. бригады Гамборы, съ поселеніемъ нижн. чиновъ, и нижеупоминаемое селеніе Марткоби. Гамборы расположены на высокой котловине (3628 фут. надъ ур. моря), на почтовомъ тракте (шоссе) тифл.-телавскомъ, къ сев.-зап. отъ Тифлиса, въ разстояніи 61 вер., и служатъ летнимъ местопребываніемъ закавк. землемернаго училища. Съ Тифлисомъ Гамборы сообщаются также частными дилижансами, идущими и въ Телавъ. Дилижансы эти отходятъ изъ Тифлиса (Авлабаръ).

Мцхетъ лежитъ въ 20 верст къ сtверу отъ Тифлиса, при сліяніи Арагвы и Куры. Некогда онъ былъ столицею Грузіи, теперь же - только бедная деревушка. На восточной стороне отъ него, на лев. бер. Арагвы, виднеется на возвышенности хребта Зедазени древнейшая церковь - Джварисъ-сакдари (что означаетъ церковь Креста). Но замечательнее его - Мцхетсжй соборъ и монастырь Самтавро. Мцхетскй соборъ имеетъ величественый видъ и расположенъ посреди селенія; онъ обнесенъ широкой четыреугольной каменной оградой съ башнями по угламъ. Вблизи этой ограды находится возобновленный дворецъ бывшихъ католикосовъ грузинскихъ. Первоначально Мцхетскій соборъ былъ построенъ изъ дерева, при царе Миріане (въ IV в.); въ V же веке, при Вахтанге Гургаслане, онъ былъ замененъ каменнымъ, впоследствіи много разъ подвергавшимся разоренію; въ 1318 г. сильно пострадалъ отъ землетрясенія, но при царе Георгіе VI снова возникъ; въ конце XIV в. вновь разрушенный окончательно Тамерланомъ, соборъ заново воздвигается царемъ. Александромъ въ XV в После того, соборъ пострадалъ отъ Шахъ-Аббаса въ первой половине XVII в. и въ этомъ же веке обрушился его куполъ, который былъ затемъ исправленъ царемъ-магометаниномъ Ростомомъ и женою его, царицею Маріамою. Въ последній разъ соборъ этотъ возобновленъ въ начале XVIII в. Онъ построенъ въ грузинскомъ стиле во имя 12 апостоловъ и называется Светицховели (Животворящій столпъ), въ виду того, что онъ воздвигнутъ на томъ месте, где, по преданію, зарытъ былъ хитонъ Господень, привезенный однимъ мцхетскимъ евреемъ изъ Іерусилима, и где росло дерево, источавшее, по преданію, миро. Внутри храма, съ правой стороны, стоить священный столпъ, обнесенный решеткой; колонна надъ хитономъ окружена 4-мя стенками, на которыхъ изображены красками сцены посвященія Миріана въ христианство. Деревянный иконостасъ собора есть даръ царя Ираклия. На стенахъ собора живописи почти не осталось, а надписи самыя древнія принадлежать къ началу XVI в.; изъ фресокъ его достойны вниманія - грузинскіе цари въ національныхъ костюмахъ: Ираклій при коронаціи и пр. Въ соборе - много могилъ грузинскихъ царей; достаточно назвать Вахтанга Гургаслана и последнихъ царей - Ираклія и Георгія XIII; кроме того изъ католикосовъ здесь покоятся: Доментій II (жившій въ XVII в.) и известный Антоній I (въ XVIII в.), сынъ царя магомет. Іессея. Соборъ Мцхетскій въ настоящее время служить местомъ для погребенія только светл. кн. Грузинскихъ и Багратіонъ-Мухранскихъ, родственныхъ бывшему грузинскому царскому дому. Этотъ соборъ былъ кафедральнымъ для католикосовъ (съ V в.) мцхетскихъ, управлявшихъ въ духовномъ отношеніи всей Грузіей до XIV в., когда отделилась Имеретія и явился и другой католикосъ (бичвинтскій или абхазский) для западной Грузіи. Мцхетскій католикосъ обладалъ большими привиллегіями: онъ заведывалъ въ пределахъ своихъ владеній и судомъ, и войсками; кроме того, ему же принадлежали рыбныя ловли съ ихъ доходами на рр. Куре, Алазани и т. д.

Севернее этого собора лежитъ меньшій по размеру монастырь Самтавро (означающ. место владыки). Первоначально монастырь этотъ былъ построенъ во имя Спаса) при царе же Миріане, похороненномъ здесь и затемъ въ XV в. возобновленъ царемъ Александромъ. Прежде существовала здесь епархія самтаврская съ самтаврскимъ архіепископомъ, но въ 1818 г. она уничтожена и самая церковь превращена въ женскій монастырь, при которомъ недавно открыта женская приходская школа. Вблизи ограды Самтаврскаго монастыря находятся развалины древней часовни св. Нины; самъ же монастырь ныне не представляетъ никакихъ достопримечательностей.

Сообщеніе Тифлиса съ Мцхетомъ - по жел. дороге (тифл.-батумск. лин.) и почтов. путемъ.

Къ сев.-зап. отъ Мцхета, въ 10 верстахъ, находится древній Шіо мгвимскій монастырь, о возникновеніи котораго преданіе говорить следующее: первоначально однимъ изъ 13 сирійскихъ отцовъ Шіо, было основано здесь для монаховъ, число которыхъ будто бы доходило до несколькихъ тысячъ, множество келій или мгвиме (по грузински - пещеры). Ныне этихъ пещеръ осталось только 3 и оне не служатъ более для жилья. Шіо-мгвимскій монастырь имеетъ 3 храма, самый главный и большой изъ которыхъ - каменный - построенъ при Шіо, во имя Іоанна Крестителя, и затемъ возобновленъ въ XVIII в. однимъ изъ грузинскихъ князей; въ немъ на глубине 5 саж. находится пещера, заключающая въ себе гробницу св. Шіо. Второй храмъ, меньшій, безъ купола, построенный во имя Успенія. находится недалеко отъ главнаго. Третій - еще меньшій, построенъ тамъ, где впервые жилъ Шіо, освященъ во имя его и находится при входе въ монастырь; - ныне - онъ заброшенъ. Недалеко отъ него находится пещера Шіо. Монастырь Шіо-мгвимскій былъ въ прежнее время однимъ изъ первейшихъ и нмелъ богатую утварь; ныне же у него не осталось и следовъ прежняго богатства.

Съ монастыремъ сообщеніе имеютъ Тифлисъ и Мцхетъ по закавказской жел. дороге до стоянки близъ сел. Дзегви (въ 7 верстахъ отъ Мцхета), а затемъ черезъ Куру, посредствомъ парома, и колесною дорогою, длиною около 2 верстъ. Мцхетъ имеетъ сообщеніе съ монастыремъ и проселочною дорогою (около 10 верстъ), мало удобною для колесной езды.

На сев.-вост. отъ Мцхета (въ 15 верст.), на хребтъ горъ, стоитъ древній Зедазенскій монастырь, построенный въ VI в. однимъ изъ 13 сирійскихъ отцовъ, Іоанномъ, на месте. капища языч. бога Задена. Въ храме имеется могила Іоанна и водоемъ. въ которомъ вода показывается только въ май; 7 мая, въ день св. Іоанна здесь бываетъ большой приливъ богомольцевъ, преимущественно изъ Тифлиса, съ которымъ имеется сообщеніе черезъ сел. Авчалы (въ 12 верст, отъ последняго). Монастырь расноложенъ на чрезвычайно живописномъ месте.

Марткоби. Это селеніе, лежитъ къ сев.-вост. отъ Тифлиса, въ 20 верст., на р. Марткоби. Селеніе это имеетъ сады и виноградники, пользуется хорошимъ климатомъ и служить отчасти дачнымъ местомъ для немногихъ тифлисскихъ семействъ. Какъ достопримечательность Марткоби можно отметить въ немъ ровную, открытую площадь, имеющую въ окружности до 4 вер. Въ прежнее время эта площадь, какъ передаютъ, служила мъстомъ для стоянки шатровъ царей грузинскихъ, собиравшихся сюда на богомолье. Находящійся въ центръ площади т. назыв. Иракліевъ дубъ въ старину прикрывалъ палатку царя Ираклія. Въ Марткоби есть прекрасныя места для гулянья, какъ напр. „Елисейская долина" съ чрезвычайно холоднымъ родникомъ, содержащимся впрочемъ весьма грязно. Селеніе довольно многолюдно (до 4 тыс. душъ, грузины).

Марткобскій монастырь расположенъ отъ селенія въ 5-ти верстахъ, въ горной лесистой местности Онъ называется монастыремъ св. Антонія, по имени основателя его, одного изъ 13 сирійскихъ отцовъ, пришедшихъ въ Грузію въ VI в., и впоследствіи похороненнаго тутъ же при монастыре. Св. Антоній построилъ его для последователей своихъ, самъ же онъ жилъ поблизости на высокомъ утесе, где была имъ поставлена башня и при ней - небольшая церковь. Монастырь реставрировань въ нынешнемъ столетіи однимъ изъ экзарховъ Грузии, для которыхъ и служить по настоящее время летнею резиденціею.

По воскресеньямъ и въ день праздника Марткобскаго монастыря (15 августа) здесь бываетъ большое стеченіе публики, хотя дорога отъ Тифлиса до него, для колеснаго сообщенія, несовсемъ удобна (поездка изъ Тифлиса туда и обратно, на бирж. фаэтоне, съ остановкой на несколько часовъ стоить 10 - 12 р.).

Бетаніа. Это - бывшій грузинскій монастырь, въ 8 верстахъ отъ Тифлиса, близь сел. Цхнети, на бер. р. Веры (въ лесистой местности). Известность этого монастыря (время постройки не определено) восходить къ XI в., когда онъ составлялъ принадлежность фамиліи кн. Орбеліани (впоследствіи перешелъ къ кн Баратовымъ). На одной изъ стенъ монастыря нарисованъ портретъ царицы Тамары. Скопированный оттуда кн. Гагаринымъ, портретъ этотъ пріобрелъ известность повсеместно. Находящееся близь монастыря именіе бар. Николаи - довольно обширно и занято садомъ, доставляющимъ лучшие фрукты Тифлису, Коджорамъ и др. близлежащимъ пунктамъ. Монастырь и именіе эти расположены на манглисской дороге, въ 2 верстахъ отъ „Белаго духана".

Къ юго-вост. отъ Тифлиса, въ 40 вер., въ Караязской степи, недалеко отъ ст. жел. дор. „Караязъ", сохранилась Іоанно-Крестительская пустынь (Натлисмцемели), основанная въ VI в. однимъ изъ 13 сирійскихъ отцовъ, вместе съ Давидо-Гареджійской пустынью, находящеюся отъ нея въ 7 верст., также въ Караязск. степи. Последняя пустынь основана о. Давидомъ, жившимъ до того въ Тифлисе, на Мтацминдской горе, и расположена на возвышенности, въ которой выдолблены пещеры. Когда-то здесь было много монаховъ и кругомъ существовало до 12 монастырей (развалины ихъ сохранились до наст. времени), но въ XVII в. Шахъ-Абассомъ было истреблено здесь несколько тысячъ человекъ и въ одной изъ церквей доныне хранятся кости 130 пустынниковъ, убитыхъ въ то время.

Болниси, армянское селеніе Болниси, расположено къ югу отъ Белаго-Ключа и въ 60 верстахъ отъ Тифлиса; замечательно древнимъ храмомъ, называвшимся Болнисскимъ Сіономъ. Время основанія храма одни относятъ къ V, другіе же - къ XI веку. Ежегодно, въ день церковнаго праздника, 10 ноября, сюда стекаются богомольцы изъ Тифлиса и многихъ другихъ отдаленныхъ пунктовъ.

Въ 14 верстахъ отъ Болниси, къ югу находится Чатахскій чугуноплавильный заводъ, на которомъ работа временно пріостановлена. Къ югу отъ этого завода находятся Алавердскій и Шамблугскй медиплавильные заводы, но не будемъ останавливаться на нихъ, такъ какъ они расположены далеко отъ Тифлиса (въ 96 верстахъ) и не входятъ въ районъ его окрестностей. Точно также не могутъ быть отнесены къ последнимъ находящейся въ 15 верстахъ отъ Алавердскаго завода грузинскій Ахтальскій монастырь, архитектура котораго считается одною изъ самыхъ замечательныхъ въ Грузіи (основанъ въ V или VII в., богомольцы стекаются сюда 15 авг. и 8 сент.) и древніе армянскіе монастыри Ахпатъ и Санаинъ, расположенные также въ древней Сомхетіи; храмы этихъ носледнихъ двухъ монастырей построены въ X в. и играли въ духовной исторіи края значительную роль. На стенахъ Санаинскаго монастыря имеется много надписей на армянскомъ языкие, которыя сделаны въ періодъ времени отъ XII в. до XVIII в., но большей частью въ ХШ в. При монастыре находятся могилы царей Арменіи изъ рода Багратидовъ и именитыхъ лицъ, въ особенности изъ рода Аргутинскихъ; здесь похороненъ между прочимъ известный военачальникъ царицы Тамары Захарій Мхаргдзели и герой кавк. горской войны 40 и 50 гг. нынешн. столетія, ген.-адъют. кн. Моисей Зах. Аргутинскій-Долгоруковъ. При монастыре расположено армянское селеніе на черезвычайно живописной местности.

Окрестныя Тифлису селенія населены большею частью грузинами. Въ этихъ селеніяхъ много также армянъ, переселившихся сюда несколько столетій назадъ, сроднившихся съ грузинами, но сохранившихъ свою веру. Крестьяне этихъ селеній частью временно-обязанные бывшимъ ихъ помещикамъ, частью же казенные. Близъ Тифлиса имеется также около десятка русскихъ поселеній отставныхъ солдатъ, образовавшихся при бывшихъ и настоящихъ штабъ-квартирахъ и имеющихъ довольно чистенькие дома, отдаваемые подъ дачи (Манглисъ, Белый-Ключъ, Пріютъ и проч.). Наибольшимъ благоустройствомъ пользуются немецкія колоніи, возникшія въ начале этого столетія, при значительномъ отъ правительства денежномъ пособіи. Ближайшая къ Тифлису колония Александерсдорфъ находится отъ него въ 5 верстахъ, по верхнему теченію р. Куры (на левомъ берегу).

Крестьяне окрестныхъ Тифлису селеній преимущественно занимаются земледеліемъ. Есть впрочемъ несколько селеній, въ которыхъ сильно развито садоводство (лучшіе фрукты доставляются въ Тифлисъ изъ сел. Глдани, Авчалы, Соганлугъ, Бетаніа и др.) и виноделіе (въ долине р. Іоры, но направленію къ Кахетіи).

Въ этой винодельческой полосе тифлисскаго уезда, въ разстояніи около 40 верстъ отъ Тифлиса, расположено близко другъ отъ друга несколько большихъ селеній: Хашми (около 1½ тыс. жит.), Сартачалы. Сагареджо (4 тыс. жит.), Ниноцминда (1½ тыс. жит.), Георгицминда (столько же), Патардзеули и др. Въ селеніяхъ же Марткоби и Большіе Лило многіе изъ жителей занимаются скотоводствомъ.

Но виноделіемъ и скотоводствомъ еще более занимаются въ соседнемъ съ тифлисским, борчалинскомъ уездъ. Шулаверское вино очень часто сбывается за кахетинское, а молочное хозяйство Кученбаха въ сел. Мамутлы даетъ сыры швейцарскихъ сортовъ (см. нашу книгу „Словарь кавказскихъ деятелей").

Но природныя условія, которыя способствуют развиію вышеупомянутыхъ промысловъ, невсегда являются безвредными въ климатическомъ отношеніи: летній зной и застаивающаяся вода производятъ лихорадки весьма зловреднаго качества. Въ этомъ отношеніи особенно известна Караязская степь, занимающая левый берегъ р. Куры въ южной части тифлисскаго уезда. Жары здесь летомъ достигаютъ иногда до 51° С. и смертность заметно увеличивается.

Въ лучшихъ природныхъ условіяхъ находятся северная и западная части тифлисскаго уезда. покрытыя лесомъ и отличающіяся здоровымъ климатомъ (здесь между прочимъ расположены вышеописанные дачные пункты). Но и съ этихъ сторонъ ближайшія окрестности Тифлиса оголены, подвержены ветрамъ и часто страдаютъ безводіемъ.

Категория: Тифлис и его окрестности | Добавил: tiflis (25.06.2008)
Просмотров: 1405
Послать в