Суббота, 11.05.2024, 06:52
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Тифлис и его окрестности

Историческіе памятники и достопримечательности города 1

(По Бегичеву).

Въ Тифлисе, подвергавшемся постояннымъ разрушеніямъ, мало сохранилось историческихъ памятниковъ. На Сололакскомъ хребте сохранились развалины старой крепости подъ названіемъ „Кала". Построена была эта крепость съ цитателью въ VI в., затемъ была разорена и вновь построена, при чемъ въ XVII веке царь Ростомъ приказалъ пробить въ скале тоннель до реки, доставлявшую гарнизону воду въ случае долговременной осады. Около этой крепости были жилища, теперешняя же котловина, где расположенъ городъ, была въ то время необитаема.

Недалеко отъ крепости, на полусклоне горы, есть квадратная постройка изъ кирпича, называемая въ народе идольскимъ домомъ или капищемъ, Преданіе же именуетъ ее „атешга" т. е. жертвенникомъ огнепоклонниковъ. Постройку эту относятъ ко временамъ V-VII в., когда передъ появленіемъ исламизма, особенно сильна была пропаганда огнепоклоненія въ Арменіи и Закавказье.

По левую сторону р. Куры, у подошвы метехской, къ югу, находится пещера, высеченная въ скале. Она была временнымъ жилищемъ св. Давида, одного изъ 13 Сирійскихъ отцовъ. Отсюда онъ переселился недалеко отъ Тифлиса въ гареджійскія места, где основалъ 12 пустынь но образцу Фивандскихъ. Ученикъ его Додо, после кончины св. Давида, устроилъ изъ этой пещеры часовню, получившую впоследствіи названіе „Джоджос-сакдари", искаженное отъ прямого названія Додос-сакдари - церковь св. Додо. Въ ближайшихъ окрестностяхъ Тифлиса въ некоторыхъ местахъ есть следы пещеръ, где, быть можетъ, жили н отправляли обязанности своей религіи первые христіане, но пещеры эти еще не обследованы достаточно.

Церкви.

Тифлискій Сіонскій соборъ, въ честь Успенія Богоматери, такь названъ по имени палестинскаго Сіона. Основаніе храму было положено Вахтангомъ Гургасланомъ (446 - 499). Сіoнъ продолжалъ строиться при пріемнике, Гургаслана Дачи (499 - 514) и при курополате Гураме, умершемъ въ 599 г., и затемъ царемъ Адарнасе (619 - 639) оконченъ при матеріальномъ содействіи тифлисскихъ гражданъ, преимущественно же одной неизвестной вдовы. Онъ былъ построенъ весь изъ кирпича, а каменными плитами облицованъ въ позднейшіе века, частью въ начале XVII в., при Вахтанге VI, частью же въ XIX ст. при экзархе Грузіи Іоне, и его преемникахъ. Матеріаломъ къ его облицовке послужилъ мелкозернистый плотный фельзитъ, встречающійся въ горахъ Ардеви и Голурта, около Узунлара и на р. Дебеде. Сіонскій соборъ перенесь много страданій. Въ царствованіе царицы Русуданы, въ первой половине XIII в., султанъ Джелал-Эддинъ, овладевъ Тифлисомъ, сорвалъ съ Сіона куполъ и сделалъ изъ него тронъ, съ котораго любовался истребленіемъ грузинъ. Во второй половине XIV в. Тамерланъ вторгся въ Тифлисъ, обратилъ его въ пепелъ и разорилъ самый Сіонъ. Въ 1581 г. шахъ Исмаилъ, взявъ Тифлисъ, разрушилъ его церкви и побросаль въ р. Куру ихъ святыни, вместе съ сіонскою иконою Божіей Матери. Последнее и самое чувствительное поруганіе испыталъ Сіонъ въ нашествіе Ага-Магомед-хана въ сентябре 1795 г. Въ это время, съ 12-го сентября, въ теченіе 7-ми дней персы свирепствовали въ Тифлисе, сожгли и разорили его, сожгли деревянные хоры и иконостасъ собора и попортили дымомъ и копотью древнюю его живопись; тифлисскаго митрополита Досифея утопили въ Куре и 3000 жителей увлекли съ собою въ пленъ. Сіонскій соборъ въ древности имелъ одинъ лишь петро-павловскій приделъ, который въ 1804 г. при главнокомандовавшемъ Грузіею кн. Циціанове былъ освященъ во имя Александра Невскаго и затемъ въ 1818 г. обращенъ въ ризницу; взаменъ-же его экзархомъ Грузіи Феофилактомъ устроенъ приделъ изъ паперти съ южной стороны храма. Древній сіонскій иконостасъ былъ каменный, низкій, какъ вообще иконостасы всехъ древнихъ церквей. После шаха Аббаса былъ поставлень деревянный иконостасъ, сожженный въ 1795 г. персами, и наконецъ, былъ сделанъ гипосовый съ резьбою подъ золото. Нынешній иконостасъ его есть произведеніе известнаго русскаго художника-любителя, кн. Гагарина, росписавшаго въ наместничество кн. Воронцова самую внутренность храма.

Въ 1885 г. содействіемъ экзарха Павла въ соборе реставрирована стенная живопись и сделанъ мраморный полъ. Древняя колокольня Сіона, построенная въ 1425 г. съ северной его стороны, и замыкавшая нижнимъ ярусомъ входъ въ ограду, имела два яруса. Верхняя часть ея была разрушена персами въ 1795 г., а впоследствіи, въ 1816 г., при экзархе Грузіи Варлааме заменена новою, ныне существующею съ западной стороны.

Сіонскій соборъ богатъ историческими редкостями:

1) икона сіонской Богоматери въ вызолоченной раме, съ короною, осыпанною дорогими камнями и съ крестомъ на короне съ четырьмя восточными алмазами по угламъ. Посредине креста красуется красный яхонтъ. Круглая кулуча, на которой утвержденъ крестъ, украшается большимъ зеленымъ изумрудомъ. Украшенія другихъ частей иконы составляютъ до 200 рубиновъ, 70 алмазовъ, 160 яхонтовъ, 90 изумрудовъ, 70 бирюзъ и 600 жемчуговъ. Изъ нихъ 44 весьма крупны; несколько топазовъ и одинъ изъ нихъ четвероугольный, весьма крупный и несколько карбункуловъ. Лучи вокругъ лика сіяютъ 44 алмазами; некоторые изъ нихъ очень крупны и ценны. Вся икона горитъ драгоценными камнями. Она заменяетъ древнюю храмовую икону, которая при Шахе Исмаиле, въ 1522 г., была брошена въ р. Куру, потомъ выброшенная въ Навтлуге опять поставлена въ Сіоне и затемъ (1724г.), при разграблении Тифлиса кахетинскимъ царемъ изъ мусульманъ Имам-Кули-ханомъ, пропала безъ вести. Изъ длинной надписи на этой иконе Богоматери видно, что „сынъ царя Вахтанга VI Георгій, императрицы российской Екатерины I полный генералъ и кавалеръ, изъ любви къ наследію своему и въ воспоминаніе славныхъ родителей и родственниковъ своихъ, трудившихся надъ сею церковью и прежде бывшею честною иконою, которой она есть копія, украсилъ ее въ преуспеяние временной и вечной жизни супруги его Маріи, княжны Долгорукой и дътей ихъ: Якова, Василія и Анны. 15-го августа 1702 г.";

2) крестъ просветительницы Грузіи Нины изъ толстой виноградной лозы, обвитой, говорятъ, ея собственными волосами, имеющій въ длину 1¼, въ ширину ¾ арш. Онъ одетъ въ парчевое покрывало и покрыть вычеканенною изъ серебра иконою св. Нины. Онъ имеетъ надписи, въ которыхъ упоминается царь Вахтангъ, неизвестно который, и царь Арчилъ (въ 1677 г.).

Исторія креста св. Нины въ высшей степени интересна. Онъ, по кончине Нины, находился въ Мцхетскомъ храме; но около 458 г., при царице Шушанике по случаю преследованія христіанъ огнепоклонниками, былъ вывезенъ въ область Таронъ, оттуда отправленъ въ Сперъ, где его укрывали долгое время; потомъ армянскимъ воеводой Варданомъ Мамиконяномъ перевезенъ въ крепость Капоэти, оттуда въ обитель Ванандъ, получившую названіе Хачи-вангъ, т. е. обитель креста (армян.) Затемъ крестъ опять путешествовалъ изъ области въ область. По замечанію армянскихъ историковъ „онъ находился во Мцхете 175 лътъ, въ крепости Капоэти и Вананде 459 леть, въ городе Карсе 164 года, и отъ времени взятія его изъ Мцхета до перенесенія его въ г. Ани прошло 798 л. Въ самомъ Ани находился до появленія татаръ (142 г.)". По взятіи Ани монголами въ 1239 г. при царице Русудане и сыне ея Давиде онъ былъ привезенъ оттуда въ Грузію и поставленъ въ Мцхетскомъ храме, но опять не надолго: въ смутныя времена онъ былъ отправленъ въ горы и укрытъ въ Самеба, что противъ горы Мкинвари или Казбека. Чтобы охранить его отъ новой потери, царь Теймуразъ II поставилъ его сначала въ Ананурскомъ храме Божьей Матери, а потомъ въ крепости Арши. Въ 1749 г. митрополитъ грузинский Романъ тайно увезъ его въ Россию и передалъ царевичу Бакару въ Москве, откуда онъ попалъ въ село Лысково, Нижегородской губерніи, въ имъніе потомковъ царя Вахтанга, князей грузинскихъ, а въ 1800 году внукомъ Бакара Георгіемъ Алексапдровичемъ поднесенъ былъ Императору Александру I, который при рескрипте отъ 15-го октября 1801 г. на имя главнокомандующего въ Грузіи Кнорринга, возвратилъ его грузинскому народу;

3) храмовая весьма древняя Нино-цминдская икона;

4) въ Сіонскомъ храме имелась замечательная копія съ иконы, пропавшей въ 1795 г. и известной въ русской церкви подъ именемъ грузинской. Когда персидстй шахъ Аббасъ покорилъ Грузію и взялъ отсюда ризу Господню, тогда много другихъ иконъ и святынь увезено было персами изъ Грузіи. Бывшій около 1620 года въ Персіи русскій купецъ Стефанъ пріобрель ее покупкою и отвезъ въ Красногорскій монастырь, Архангельской губерніи, где она и хранится поныне. Въ честь ея построена церковь въ Москве на Никитской. По сведъніямъ „Русской Старины" (тетр. 6, 1848 г., Москва) грузинская икона Богоматери была выменяна у пермянъ въ 1695 году ярославскимъ купцомъ Лазаревымъ и прославилась чудесами въ бывшую въ Москве моровую язву. Изъ утвари церковной, уцелевшей въ Сіонскомъ соборе, замечательны: венецъ съ глобусомъ, въ которомъ утверждеиъ золотой крестъ, украшенный съ обоіхъ сторонъ крупными алмазами. Его украшало множество восточныхъ камней и жемчужинъ разных фигуръ и величинъ. Его ценили въ 7000 р. Изъ него въ 1830 году сделана митра и снятъ алмазный крестъ, какъ принадлежность патріаршаго венца. Другія интересныя и ценныя митры: две митры, принадлежавшія Алавердскому храму и привезенныя въ Тифлисъ: одна въ 1818 г., а другая въ 1820 г. по упраздненіи алавердской епархіи; митра мровельскихъ или русскихъ, епископовъ времени царицы Русуданы, XIII ст., и ныне хранящаяся въ Московскомъ Успенскомъ соборе и, наконецъ, митра самтаврскихъ или карталинскихъ архіепископовъ; она перенесена въ тифлисскій соборъ по упраздненіи самтаврской епархіи. Изъ разныхъ вещей храма должны быть отмечены богато вышитыя сандаліи католикосовъ, которыя они надевали при богослужении и которыхъ употребленіе въ грузинскихъ церквахъ даже священниками было въ обыкновеніи до начала XIX в. Изъ многихъ могилъ Сіонскаго собора, кроме местныхъ митрополитовъ и епископовъ, кроме разныхъ высокихъ светскихъ лицъ, особенное вниманіе должны обратить на себя могилы: куропалата Гурама, строителя Сіона, царствовавшего въ конце VI в., и Адарнасе (619 - 639), докончившего постройку храма; Іоанна Мхаргрдзели, полководца временъ царицы Тамары, который умеръ въ начале XIII в.; кн. Павла Димитріевича Циціанова, бывшаго главнокомандующимъ Грузіиею и убитаго подъ стенами Баку 8 февраля 1806 г, и Ивана Петровича Лазарева, убитаго въ Тифлисе, 19 апреля 1803 г.

Интересны грамоты Сіонскаго собора. Грамотъ этихъ числомъ 68. Древнейшія изъ нихъ XIV в, позднейшія - XVIII в. Изъ нихъ одна относится къ XVI в., пять къ XV, семь къ XVI, тринадцать къ XVII, тридцать три къ XVIII в. Одиннадцать грамотъ не имеютъ короникона (года) и потому трудно сказать (хотя, впрочемъ, не обо всехъ изъ нихъ) какому времени оне принадлежать. Въ числе сіонскихъ грамотъ имеются данныя карталинскими кахетинскими царями, католикосами и тифлисскими митрополитами, персидскими шахами и персидско-турецкими местными властями. Многія изъ перечисленныхъ здесь историческихъ ценностей переданы въ церковный музей при Соборе.

Анчис-хатская церковь въ Тифлисе, въ старой части города, на правомъ берегу р. Куры. Она была вначале безъ купола; опирается онъ на четыре каменныхъ столба, черезъ которые перекинуты три свода. Съ западной стороны ея доныне имеется колокольня, построенная въ 1575 г. сыномъ царя Кайхосро, католикосомъ Доментіемъ, и на ней уцелелъ колоколъ, поднесенный, какъ показываетъ его надпись, въ даръ католикосу Бугданомъ Амилахвари, а католикосомъ пожертвованный тифлисской церкви Рождества Богоматери, ныне Анчис-хатской. Во дворе церкви, съ южной стороны, до разоренія Тифлиса въ 1795 года существовали помещенія для свиты католикоса. Здесь же имели свой домъ дворяне Магалашвили, родъ которыхъ принадлежалъ къ числу католикосовыхъ азнауровъ и изъ котораго избирался сахлт-ухуцесъ или гофмаршалъ последняго. Помещеніе самого католикоса, которому Анчис-хатская церковь служила подворьемъ, имелось вне церковной ограды съ северной стороны; оно ныне лежитъ въ развалинахъ. Пространство между Анчис-хатскою церковью и Сіонскимъ соборомъ занималъ дворецъ грузинскихъ царей, построенный въ персидскомъ вкусе и служившій имъ резиденціею съ XVII до начала XIX ст. Онъ описанъ еше во второй половине XVII в. путешественникомъ Шарденомъ.

Анчис-хатская церковь освящена въ честь Рождества Богоматери. Постройку ея обыкновенно относятъ къ грузинскому католикосу Вавиле, при мтаваре Адарнасе, царствовавшемъ съ 614 по 639 г. Она не разъ была въ развалинахъ. Въ XVII ст. ее возобновилъ каталикосъ Дометій, поставивъ въ ней икону Спаса, привезенную изъ сел. Анчи, что на лев. бер. р. Чороха. Названіе этого селенія дало названіе и церкви Анчисъ-хати (анчійская икона). Икона сначала была привезена изъ Одессы въ Константинополь, но вследствіе гоненія иконоборцевъ, вывезена въ мон. Анчи, где повеленіемъ и пожертвовашемъ царицы Тамары икона была окована въ серебрян. ризу и украшена драгоценн. камнями. Впоследствіи, когда грузины сомхійскіе приняли магометанство, икона, въ числе другихъ, была куплена тифл. купцомъ Амирджаномъ и продана католикосу Дометію за 2000 марчаловъ (1200 руб.). Празднованіе этой иконы - 16-го августа.

Метехская церковь въ Тифлисъ расположена въ самомъ Метехскомъ замке, мимо котораго идетъ дорога на Авлабаръ, въ Кахетію. Замокъ этотъ первоначально былъ построень еще въ V в. Вахтангомъ Гургасланомъ. Онъ заключалъ въ себе, кроме церкви, дворецъ царей. Къ востоку отъ замка находилось „сагадебели" или место скорби, служившее кладбищемъ г. Тифлиса и известное также тъмъ, что здесь замученъ былъ въ 790 г. огнепоклонниками персіянинъ Або, принявшій христианскую веру при владычестве въ Грузіи арабовъ и причисленный грузинской церковью къ лику святыхъ. Отъ древняго замка, кажется, не осталось никакихъ следовъ; по крайней мере путешественникъ Шарденъ, посетившій Тифлисъ въ исходе XVII в., говорить, что метехская крепость была устроена въ 1576 г. турецкимъ вождемъ Мустафа-пашею после взятія Тифлиса, Метехскій замокъ, обновленный царемъ Ираклхемъ II, потомъ русскимъ правительствомъ, во время Ермолова, ныне служить тюрмою.

Слово „метехи" на греческомъ языке означаете подворье. Метехская церковь действительно служила подворьемъ католикосовъ и вместе съ темъ была придворнымъ храмомь, какъ это видно изъ древнихъ ея грамотъ. Метехскій храмъ возвышается на неровной скале, какъ на подножіи, „во всемъ величіи простого, но смелаго зодчества". Куполъ его, хотя и носить характеръ древней архитектуры, есть однако произведеніе позднейшаго времени; все прочее относится къ V в., т. е. къ царствованію Вахтанга Гургаслана. Храмъ этотъ долженъ считаться древнеішимъ между всеми храмами Тифлиса. Куполъ его обрушившійся отъ времени, былъ исправленъ царемъ Димитріемъ Жертвователемъ, принявшимъ мученическую смерть за веру въ 1289 г. Въ 1661 году Вахтангъ V или Шах-Навазъ обратилъ его въ пороховой магазинъ, а въ 1689 г. Ираклій Назаръ-Али-Ханъ, призвавшій надъ собою покровительство персіянъ, передалъ имъ вместе съ крепостью и самую церковь, продолжавшую служить местомъ склада пороха. Ираклій II возобновилъ и украсилъ ее, но въ нашествіе Ага-Магомед-Хана на Тифлисъ, въ 1795 г., она много пострадала и затемъ возстановлена последнимъ царемъ Георгіемъ. На наружной стороне съ восточной стороны имеется грузинская надпись въ стихахъ, которая гласитъ, что царь Ираклій, отнявъ силою у враговъ крепость, предшествуемый крестомъ Христовымъ, какъ щитомъ, освободилъ храмъ и обратилъ его въ придворную свою церковь. Храмовая икона Метехской церкви исчезла въ 1795 г. и была заменена другою, присланною изъ Петербурга царевною Саломе, дочерью кн. Реваза Амилахвари и супругою царевича Юлона. Приделъ церкви замечателенъ могилою св. Шушаники, замученной за веру въ 458 году. Грузины называютъ ее дочерью грузинскаго царя, не говоря какого именно, армяне же считиютъ ее дочерью знаменитаго вождя Вардана Мамиконіана. Но и те и другие согласны въ томъ, что она пострадала за веру отъ мужа своего Васкена, родомъ изъ армянъ, владетеля провинціи Гугаркъ. Васкенъ, изъ угожденія персидскому царю, изменивъ христіанской религіи, вступилъ еще при жизни жены во второй бракъ съ дочерью его и убитъ около 475 года въ сраженіи противъ Вахтанга Гургаслана.

Метехская часовня въ честь св. Або находится подъ метехской скалой въ Тифлисе на томъ месте, где, по преданію, въ 790 г. сожженъ персами-огнепоклонниками св. Або и откуда кости его были брошены въ реку. Часовню эту устроилъ графъ Паскевичъ-Эриванскій, а икону въ нее поставилъ сенаторъ Сафоновъ въ 1848 г. Часовня ныне находится въ запустеніи, а кости Або по преданію, выплывшіе на берегъ реки, впоследствіи были перенесены въ церковь при селен. Арбо, въ Горійскомъ уезде.

Мтацминдскій монастырь св. Давида Гареджійскаго. Монастырь расположенъ около Тифлиса на горе Ишитутрукъ или горе св. Давида или Мтацминда, т. е. Святая гора, на высоте более 2000 ф. н. у. м. и на 300 ф. выше городскихъ построекъ, находящихся у подошвы горы. Въ былое время эта гора была покрыта лесомъ. Святая обитель основана св. Давидомъ Гареджійскимъ, прибывшимъ въ VI в. въ Грузію изъ Сиріи въ числе, 13 сирійскихъ отцовъ для распространения ученія церкви христовой, начало котораго положила въ Грузіи св. Нина. Онъ соорудилъ на „Святой горе" пещеру, где и поселился. Для богослуженія построилъ небольшую церковь или правильнее сказать часовню. Чрезъ некоторое время онъ удалился на Гареджійския горы въ 57 верстахъ отъ Тифлиса, где устроилъ обитель, и въ 1592 г. два афонскихъ инока Давидъ и Николай построили на „св. горе" небольшую каменную церковь во имя Иверской Божіей Матери, всего 12 арш. длины и 8 арш. ширины. Церковь эта существовала более 200 летъ и стала приходить въ разрушеніе. Въ 1809 г. по распоряжение грузинскаго католикоса Антонія II она была реставрирована, а по распоряженію ген. Ермолова въ 1817 г. къ ней съ помощью солдатъ сапернаго баталіона была проложена удобная дорога.

Въ смутную эпоху, когда Тифлисъ подвергался непріятельскимъ нападеніямъ, многіе изъ жителей спаслись въ монастыре св. Давида отъ плена. Кроме того грузинскіе цари находили тамъ утешенія въ минуты скорби. Царь Ираклій II, потерявъ своего сына Соломона, переселился на св. гору, со многими изъ своихъ приближенныхъ, такъ что оттуда исходили все распоряженія по управление страною. Карталинскій царь Давидъ, после разоренія царства его, постригся тамъ въ иноки, скончался и погребенъ въ монастырь у южныхъ дверей Преображенской церкви, хотя надъ гробницею и нетъ надмогильнаго камня. Кроме царя Давида въ монастырь погребены многія лица. Въ особомъ склепе похороненъ А. С. Грибоедовъ. Надъ его могилою сооруженъ роскошный памятникъ изъ чернаго мрамора съ бронзовымъ крестомъ, у подножія котораго помещена вылитая изъ бронзы фигура плачущей женщины. Фигура эта должна изображать собою супругу Грибоедова, урожденную Нину Чавчавадзе. Около нея, на памятнике находятся две положенныя одна на другую книги (съ надписью на верхней: „Горе отъ ума") и лирою, перевитою лаврами. На передней стороне памятника помещенъ портретъ Грибоедова и надпись: „Александръ Сергвевичъ Грибоедовъ родился въ 1795 г., января 4-го дня, убитъ въ Тегеране 1829 г., января 29-го дня". На другой стороне написано: „Незабвенному, его Нина", и на третьей: „Умъ и дела твои безсмертны въ памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя". Грибоедовъ при жизни весьма любилъ посещать обитель св, Давида и завещалъ похоронить себя въ ней, въ случае, если ему придется окончить жизнь въ Грузіи. Тутъ же похоронена его супруга Нина Александровна, родившаяся въ 1812 г., 4-го ноября и скончавшаяся 24-го января 1857 г.

Въ монастыре имеются весьма любопытные историческіе документы, касающіеся различныхъ приношеній, делаемыхъ жертвователями. Драгоценностей, имеющихъ историческое значеніе - нетъ. Въ народе обитель св. Давида весьма популярна. По четвергамъ сюда собираются молодыя девушки помолиться св. Давиду, какъ покровителю семейнаго счастья и погадать о своемъ замужестве посредствомъ нитокъ и небольшого камня, прикладываемаго къ церковной стене, девушка обходитъ церковь три раза, обвивая ее нитками, и затемъ, прикладывая камень къ север. наружной стене церкви. Если камень пристанетъ, то девушка выйдетъ въ этомъ году замужъ. Многіе, по обещанію, ходятъ босыми.

Въ западномъ углу горы находится источникъ. Источникъ привлекаеть богомолокъ, ищущихъ исцеленія отъ безплодства. Въ годовой праздникъ, въ четвергь на 7-й недели Св. Пасхи, въ монастыре бываетъ масса богомольцевъ. Въ ограде монастыря находятся также могилы: известнаго грузинскаго поэта кн. Ил. Г. Чавчавадзе, бывш. Тифл. город, головы и выдающагоея деятеля Дм. Ив. Кипіани, и др. популярныхъ грузинскихъ общественныхъ деятелей.

Съ горы св. Давида открывается роскошный видъ на Тифлисъ и на самыя отдаленныя его окрестности. На востокъ виденъ хребетъ Гареджійскихъ горъ, на сев.-вост. - обитель преп. Антонія Марткобскаго, на кахетинскую дорогу, на Кавказскій хребетъ, р. Куру и пр.

Калоубанская церковь св. Георгія въ Тифлисе, противъ дворца, неизвестно когда и кемъ построенная. Она разломана въ 1850 г. и на ея месте воздвигнута новая красивая церковь съ куполомъ въ русскомъ архитектурномъ стиле. Существуешь два преданія относительно происхожденія слова „калоубани". Одно говоритъ, что оно образовалось отъ грузинскаго калоубани, означающего въ русскомъ переводе «кварталъ гумна». Другое, расказываетъ, что на месте Калоубанской церкви Тамерланъ во 2-й половине XIV ст. приказалъ собрать детей на гумнахъ, бывшихъ вокругъ нея, и своей кавалеріи проехаться черезъ нихъ и что въ воспоминаніе избіенія детей на гумнахъ церковь названа Кало-убанскою. Съ другой стороны въ слове калоубани ищутъ сходство съ греческимъ калосъ. Полагаютъ, что Калоубанская церковь основана греками.

Квашоэтская церковь въ Тифлисе, у Головинскаго проспекта, недалеко отъ дворца. На томъ месте, где теперь стоитъ недавно только отстроенная новая церковь (въ стиле старыхъ грузинскихъ монастырскихъ соборовъ) стояла старая церковь, окруженая каменного оградою, когда-то заключавшею въ себе монастырь. Церковь эта была не высока, имела куполъ и округленные выступы. На югъ отъ нея существовала маленькая церковь того-же имени, развалины которой, говорятъ, видны были до 1720 г. Внутренность церкви была вся расписана. Две надписи надъ входомъ и надъ портикомъ показывали, что разрушенная ныне церковь съ оградою, башнею и домомъ построена была въ царствованіе царя Теймураза и сына его Ираклия въ 1754 г. княземъ Гиви Амилахвари и супругою его Бангуа, дочерью Орбелидзе; портикъ же возведенъ былъ неизвестно кемь въ 1816 г., въ царствованіе Императора Александра I, при экзархе Грузіи Варлааме. Изъ иконъ Квашуэтской церкви особенно замечательна икона бетаниской Божіей Матери, храмъ, которой составляя одинъ изъ лучшихъ по своей архитектуре памятниковъ Грузии, лежитъ къ юго-западу отъ Тифлиса, по близости именія барона Николаи.

Названіе Квашуэти, говорятъ, происходить отъ грузинского ква-шоа «родила камень». По поводу этого народное преданіе разсказываетъ, будто въ то время, когда на скате тифлисской мтацминдской горы подвизался св. Давидъ, одинъ изъ 13-ти сирскихъ отцовъ, какая-то отшельница, жившая въ Квашоэтскомъ монастыре, оказалась беременною. Пораженныя этимъ духовныя лица требовали, чтобы она указала соблазнителя. Огнепоклонники, жившіе въ Тифлисе и желавшіе погубить св. Давида, который велъ съ ними сильную борьбу, внушили женщине обвинить, именно, его. Онъ предсталъ предъ народнымъ судомъ. Подойдя къ месту, где стояла беременная, Давидъ коснулся чрева ея и спросилъ: «я-ли твой отець, ребенокъ?» Ребенокъ изъ утробы отвечалъ: «нетъ». При родахъ инокиня разрешилась вместо младенца камнемъ. Отъ этого образовалось названіе Квашоэти. Подъ именемъ Квашоэти св. Георгія построены церкви во многихъ местахъ Грузіи, и празднованіе дня Георгія бываетъ не 23-го апреля, въ который оно установлено вселенскою церковью, а 10-го ноября. Въ это время поднимаются изъ деревень съ приношеніями целыя семейства къ храмамъ великомученика Георгія, несмотря на суровую пору, когда местами уже лежитъ снегъ. Это празднество имело своимъ основаніемъ устное преданье народа, первоначально возникшее въ Илори, въ Абхазіи, вследствіе чудеснаго, будто бы, явленія быка, періодически тамъ совершающегося. Католикосъ Антоній I старался уничтожить то, что не было чтимо вселенскою церковью; онъ даже въ годичной минее, на 10-е ноября, напечатанной въ Тифлисе въ 1781 году, назвалъ чествованіе св. Георгія 10-го ноября дьявольскимъ; при всемъ томъ, народъ до сихъ поръ держится установившегося обычая.

Дарійскій монастырь, въ Тифлисе, на Авлабаре, влево отъ Метехскаго замка. Видъ отсюда открытъ на весь противулежащій Тифлисъ. Местнось монастыря составляла царскій дворецъ, построенный Даріею, супругою предпоследняго царя Ираклія II. Церковь ея времени, ныне служащая главнымъ храмомъ монастыря, была освящена во имя ангеловъ царя, и царицы, св. Ираклія и Даріи. Церковь съ дворцомъ пострадали въ нашествіе персовъ на Тифлисъ въ 1795 г. Они были возстановлены и царица Дарія провела здесь после смерти Ираклія (1798) немногіе годы своего пребыванія въ Тифлисе; отсюда же выехала она въ Петербургъ где и скончалась въ 1807 г. Бывшій экзархъ Грузіи Феофилактъ пріобрелъ эту местность съ развалинами вокругъ и здесь въ уцелевшихъ комнатахъ образовалъ уездно-приходскія училища и семинарію для детей духовнаго званья. Преемникъ Феофилакта Іона переименовалъ 29-го октября 1822 г. церковь св. Ираклія и Даріи въ Спасо-Преображерскій монастырь, хотя онъ доныне известенъ подъ именемъ Дарійскаго. Въ монастырь этотъ, после упраздненья Квата-хевскаго монастыря въ Карталиніи, что въ именіи кн. Тархан-Моуравовыхъ, были перенесены его редкости и, въ числе ихъ икона Божьей Матери Квата хевской, украшенная, какъ показываетъ ея надпись, въ 1696 г. супругою царя Георгія, царицею Хорошаною. Некоторыя изъ этихъ редкостей взяты обратно въ 1855 г. по случаю возстановленья Квата-хевскаго монастыря кн. Иваномъ Тархан-Моуравовымъ.

Іоанно-Богословская церковь, рядомъ съ Верійскимъ кладбищемъ. Изъ тесанаго камня, построена въ VIII веке. Стены украшены фризами, а внутри - византійскою живописью. Церковь эта именуется еще „Синимъ монастыремъ", по всей вероятности, отъ цвета алгетскаго камня, железняка, очень твердаго. Въ первой половине нынешняго столетія была обращена въ пороховой погребъ. На стене имеется надпись, весьма древняя и уже отчасти обвалившаяся, въ которой упоминается Амиръ Руиставскій, 7 кочующихъ племенъ, властелинъ Абуласинъ и Давидъ. Въ 1873 году церковь была освобождена отъ пороха, надъ нею поставленъ куполъ, и она освящена во имя св. Іоанна Богослова. Къ сожаленію, копоть отъ пожара, случившегося зимою 1880 г. закрыла следы древней живописи. Храмовый праздникъ церкви - 8 мая. Рядомъ со старой ныне построена новая церковь.

Дидубійская церковь въ Тифлисе, за муштаидскимъ садомь, посвященная Богоматери, построена въ 1884 г., на месте небольшой церкви, основанной, по преданнію, при царице Тамаре и бывшей при ней придворного церковью, въ которой она венчалась со вторымъ ея мужемъ Давидомъ Сосланомъ. Начиная со 2-го дня Пасхи до самой зимы сюда приходятъ по понедельникамъ, масса богомольцевъ. Находящаяся въ церкви икона Богоматери очень чтима народомъ. И теперь не редкость встретить въ муштаидскомъ саду богомолокъ по обещанію босикомъ идущихъ къ храму. Вокругъ него образовалось теперь целое кладбище.

Іерусалимская Крестовоздвиженская церковь въ Темномъ ряду. Принадлежитъ Іерусалимской патріархіи, имевшей въ Тифлисе съ V века свое подворье, на развалинахъ древней церкви, построенной въ начале основанія Тифлиса и разрушенной Тимуромъ. Въ конце XIV в. построена новая до ныне существующая церковь. Она во все века служила подворьемъ для монаховъ трехъ грузинскихъ монастырей, существовавшихъ въ Іерусалиме. Въ церкви находится несколько интересныхъ древнихъ актовъ.

Екатерининская греческая церковь, въ Шапочномъ ряду. Первое основаніе этой церкви было положено грузинскимъ царемъ св. Давидомъ Возобновителемъ, царствовавшимъ съ 1089 по 1125 годъ. Въ конце, XIV века она была разрушена Тамерланомъ, при царе Александре I; въ 1430 году опять построена и съ подворьемъ. Въ 1795 г. персы ее опять разрушили, но Синайскіе иноки, на месте раз рушенной церкви построили новую небольшую, которая была сломана архимандритомъ Іосифомъ съ Синайской горы, и имъ же построена новая, существующая до сихъ поръ. Въ церкви находится несколько древнихъ актовъ.

Георгіевская церковь, бывшая придворной, на Анчисхатской улице. Построена въ 710 г. царевичемъ Симономъ, братомъ царя Вахтанга Законодателя. На этомъ месте, была древняя, со временъ основанія Тифлиса, церковь во имя св. архангеловъ. Въ 1398 г. Тимуръ разорилъ ее до основанія вместе съ дворцомъ, находящимся около церкви. Около 1640 г. изъ ея остатковъ, царь Ростомъ велелъ построить три церкви, въ томъ числъ и Георгіевскую, но она при жизни царя не была окончена, и достроена царевичемъ Симономъ. Въ церкви находятся: древняя храмовая икона св. Георгія, съ частью мощей его, на доске. Утварь церковная, пожертвованная царемъ Георгіемь, какъ о томъ свидетельствуютъ надписи и икона на доске Живоноснаго источника, присланная въ даръ отъ Константинопольскаго патріарха.

Троицкая церковь па Графской улице. Построена въ 1790 году жителемъ Тифлиса Петромъ Агніевымъ, затемъ после его смерти, сыновья покойнаго пристроили притворъ, подняли колоколъ и 8-го декабря 1863 г. происходило освященіе обновленной церкви.

Норашенъ, прекрасная и большая армянская церковь въ г. Тифлисе, построенная частью изъ камня, частью изъ кирпича. Названіе его въ русскомъ переводе значитъ „новая постройка". И действительно, постройка Норашена естъ новая: она относится къ 1793 г.

Ванкскій соборъ, въ Тифлисе самая древняя армянская церковь возведенна около 1720 года, на развалинахъ древней, построенной въ конце XVI века.

Ванкъ, красивая армянская церковь съ колокольнею и оградою въ Тифлисеt, въ такъ называемомъ старомъ городе. Ванкъ служитъ кафедрою для архіепископа всехъ армянъ, живущихъ въ Грузіи. У собора три купола. Первоначальная Ванкская церковь была построена въ исходе XVI в. Французскій путешественникъ Шарденъ писалъ, будто она основана какимъ то турецкимъ пашею, бежавшимъ изъ Турціи и принявшимъ христіанскую веру; объ этомъ Шардену разсказывали сами армяне, имевшіе въ его время здесь своего епископа и называвшіие церковь Паша-ванкъ. Нынешшй храмъ воздвигнуть на развалинахъ этой церкви около 1720 в., въ эпоху управленія армянскою церковью патріарха Аствацатура (1715 - 1725 г.). Такъ значится въ надписи на южной стене храма. Изъ другихъ надписей видно, что возстановленіе одного изъ куполовъ совершилось въ годъ армянскаго летосчислешя 1199 г., т. е. въ 1750 г., а возобновленіе всего храма было при царе, Иракліи II въ 1237 г. (1788 г.). Въ ограде Ванкской церкви похоронены многіе армяне и въ томъ числе, находятся могила графа М. Т. Лорисъ-Меликова (б. министръ) героевъ Карса генер. Тер-Гукасова, и Лазарева известнаго драматурга Г. Н. Сундукьянца, публицистовъ А. Іоаннисіани и П. Симонянца, городск. головъ Измайлова и Матинова и мн. другихъ деятелей и благотворителей. Здесь же въ ограде находится мавзолей, часовня построенная надъ могилой известнаго богача и благотварителя А. И. Манташева. Въ ограде Ваикскаго собора находится интересный церковный музей.

Могни, церковь въ Тифлисе на Абасъ-Абадской площади во имя св. Георгія, замечательна темъ, что она построена по плану Эчміадзина. Построена она въ 1751 году, въ царствованіе Теймураза, на средства частныхъ лицъ.

Петхаинская (Вифлеемская) церковь на склоне Сололакской горы построена въ XV веке и возобновлена въ 1740 году. Храмовой праздникъ бываетъ въ день Успенія.

Сурб-Нишанская или св. Креста армянская церковь, въ Тифлисе, построена въ 1701 году. Она празднуетъ престолъ на 3-й день Пасхи. Церковь эта, была некогда въ рукахъ православныхъ, посвященная Николаю Чудотворцу.

Сурб-Саркискій армянскій монастырь въ Тифлисе, имеетъ храмовой праздникъ после поста Арачаворацъ, въ день св. Сергія, обыкновенно въ январе; тогда здесь бываетъ много богомольцевъ.

Ходжа-ванкская церковь въ Тифлисе, за Авлабаромъ, на кладбище. Праздникъ накануне Вознесенія. Сюда стекается много богомольцевъ, чтобы погадать о своей судьбе.

Крцанисская церковь, въ Крцанисскіхъ садахь Тифлиса, замечательна по бывшей въ ней святыне. Въ 1847 году, во время холеры, сюда на время было привезено изъ Эчміадзина копье, которымъ прободенъ Спаситель на кресте. Храмовой праздникъ бываетъ на второй день Преображенія.

Римско-католическая церковь въ Тифлисе (въ старой части города), во имя Успенія Богородицы, построенная въ 1804 году на томъ месте, где стоялъ частный домъ, въ которомъ съ 1760 г. по 1800 г. отправляли богослуженіе католическіе миссіонеры капуцинскаго ордена, возвратившіеся въ этомъ году въ Тифлисъ, после пятилетняго изгнанія ихъ (въ 1755 г.) грузинскимъ царемъ Теймуразомъ. Католики имели въ Тифлисе епископскую кафедру съ 1393 г. по 1600 годъ. Съ этого последняго года по 1755 г. делами тифлисскіхъ католиковъ стали управлять патеры капуцинскаго ордена. У нихъ была хорошо построенная церковь въ Тифлисе противъ того места, где находится настоящая, во имя Успенія. По удаленіи Теймуразомъ миссіонеровъ (1755 г.), католическій храмъ былъ обращенъ, въ православную церковь. Въ 1804 году съ нея былъ снятъ куполъ, а въ 1844 г. она была продана въ частныя руки. Въ 1844 г. миссіонеры были устранены, а управление духовными делами католиковъ поручено Кавказскому визитаторству, подчиненному епископу Тираспольскому. Въ церкви похоронены: германский принцъ, убитый на войне царя Ираклія противъ лезгинъ и Ангальтъ-Цербтскій принцъ, убитый въ 1803 г. въ Закаталахъ.

Другая римско-католическая церковь, во имя Петра и Павла, и также две лютеранскія, устроены недавно.

Две тифлисскія мечети, также новой постройки. Одна изъ нихъ построена во время Шахъ-Аббаса.

Памятники.

Памятникъ кн. М. С. Воронцову па Воронцовской площади около Михайловскаго моста. Съ кончиною бывшаго наместника Кавказскаго кн. М. С. Воронцова грузинское дворянство выразило желаніе воздвигнуть ему въ Тифлисе памятникъ. Тогдашній наместникъ кн. Барятинскій отнесся сочувственно къ такому желанію, и для его осуществленія была открыта подписка во всехъ сословіяхъ общества. Въ непродолжительное время было собрано 36104 р. и памятникъ былъ заказанъ профессору академіи художнику Пименову, но онъ умеръ, не окончивъ работы Окончить памятникъ пришлось ученику покойнаго Пименова, художн. Крейгану.

Статуя изъ бронзы отлита въ Петербурге, на литейномъ заведеніи Когуна и К°, и въ конце 1866 г. доставлена въ Тифлисъ и установлена на пьедестале изъ алгетскаго камня. Открытие памятника происходило въ присутствіи наместника Кавказа Е. И. В. Вел. Кн. Михаила Нико

Категория: Тифлис и его окрестности | Добавил: tiflis (25.06.2008)
Просмотров: 1674
Послать в