Понедельник, 26.06.2017, 00:55
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 457
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

ТБИЛИССКИЕ АРМЯНЕ НЕ МОГУТ ЗАЖЕЧЬ СВЕЧУ В АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ
«Мы хотим зайти в церковь Сурб Норашен и зажечь свечу, в конце концов, это наше право», - говорит тбилисский армянин Микаэл Давтян. «Мы каждое воскресенье ходим во двор Сурб Норашен - это место, где мы собираемся. Нам больше некуда пойти, почему мы не можем зайти и зажечь свечу?» - продолжает он.
Сурб Норашен – одна из «спорных» церквей. Сейчас она закрыта, а территория вокруг нее служит местом, где собираются армяне. Тбилисские армяне болезненно воспринимают это обстоятельство, поскольку на протяжении лет затягивается решение вопроса статуса Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии и передачи ей 5 церквей Тбилиси. Не помогают ни письма, ни просьбы, ни обращения, ни предъявляемые требования.
Община грузинских армян считает, что для окончательного решения вопроса нужно предъявить властям Грузии жесткие требования, заставить их узаконить статус церквей и Епархии ААЦ в Грузии, исходя из взятых на себя международных обязательств. Председатель Армянского центра сотрудничества Грузии Карен Элчян говорит, что они представили жалобу в местную епархию и Первопрестольный Эчмиадзин из-за их пассивной работы. В мае этого года они направили письма в Первопрестольный Эчмиадзин на имя Святейшего Владыки, а также на имя министра культуры Грузии, призвав прекратить незаконные действия, связанные с церковью Сурб Норашен, и решить вопрос церквей.
«Ответ Католикоса в двух словах можно пересказать следующим образом: «молодцы, что вы такие активные, работайте с Его Святейшеством, все вопросы мы решим». А Министерство культуры Грузии ответило, что заявление будет направлено в «вышестоящие инстанции, поскольку этот вопрос намного серьезнее, и сами они не могут его решить». В течение этого года мы уже во второй раз поднимаем шум из-за одной и той же церкви и получаем со стороны Армянской Апостольской Церкви негативную реакцию, ярлык «провокаторов», а также множество обещаний от властей РА. Каждый раз после волны протеста мы вынуждены ждать конкретных шагов. И сейчас мы опять немного подождем, посмотрим, что произойдет, а параллельно мы разрабатываем более серьезные программы», - отмечает Карен Элчян.
«Как нам бороться? У нас нет ни нормальной дипломатии, ни духовных предводителей. А наши местные депутаты только именуются депутатами, что нам ждать от них? В конце концов, кем стала Грузия, и кем стал грузин, что все так напуганы? Мы должны непреклонно бороться за то, чтобы суметь войти в церковь. В конце концов, мы должны суметь зайти в церковь или нет?» - с недовольством говорит один из тбилисских армян, который не пожелал назвать своего имени.
Депутат от фракции РПА, председатель земляческого союза «Джавахк» Ширак Торосян считает поведение коллег – тбилисских армян логичным и полагает, что это проистекает из сформировавшейся в Грузии системы, и в этих условиях связывать с ними ожидания не очень-то и реально. «В связи с недавними событиями они попытались вмешаться, быстро урегулировать проблему, чтобы не было шума, чтобы проблема не обрела общемирового звучания, чтобы армяне не подняли шумихи. Это также не в интересах влиятельных лиц из общины тбилисских армян. Либо ты будешь депутатом, либо не будешь», - объясняет Ширак Торосян.
Советник президента Грузии, заместитель председателя Союза армян Грузии Ван Байбурдян рассказал корреспонденту агентства «Джи-Эйч-Эн», что уже в четвертый раз присутствовал при том, как отец Тариэл обещал согласовывать свои инициативы с Епархией ААЦ в Грузии. После всего этого Ван Байбурдян все еще убежден, что отец Тариэл проводит работы по благоустройству: «Отец Тариэл заявил, что действует на благо церкви, и он, действительно, благоустраивает цветочные клумбы во дворе церкви Сурб Норашен, со стороны западного входа обновляет ограду», - сказал советник президента Грузии, подчеркнув также, что на этой ограде отец Тариэл самовольно установил символ, присущий Грузинской церкви. «Все эти работы отец Тариэл осуществил, не имея на то инструкции или разрешения ни Патриархии Грузии, ни мэрии Тбилиси», - сказал Ван Байбурдян.
Начальник Агентства охраны памятников Министерства культуры РА Артем Григорян говорит, что они обычно направляют письма, но ответа не получают. В связи с последним инцидентом замминистра культуры РА, который одновременно является председателем «ИКОМОС-Армения» обратился к председателю «ИКОМОС Грузия». Артем Григорян уверяет, что они не могут вмешаться, поскольку пока не выяснен вопрос, занесена ли церковь Сурб Норашен в реестр культурно-исторических памятников Грузии или нет. В 2003г. на организованной в Тбилиси конференции они пытались провести устные переговоры и получить реестр культурно-исторических памятников Грузии, однако многочисленные обещания грузинской стороны представить реестр, так и не были выполнены. Между тем, попытка обратиться в письменной форме даже не предпринималась.
«Могу предположить, что это скрытая тенденция, направленная на сокращение армянских следов в Грузии. Возможно, это осуществляется при государственном участии, а, возможно, что народ делает это самовольно. У этого явления довольно глубокие и серьезные корни. Все мы знаем, что армяне внесли большой вклад в дело создания города Тбилиси, видимо, это порождает комплексы у властей и народа Грузии», - отмечает начальник Агентства охраны памятников Министерства культуры РА. Он подтверждает, что разрушение памятников происходит не только в Грузии, и очень часто это имеет политическую основу: одним письмом невозможно устранить или пресечь подобные явления, потому что, если у этой страны имеется подобная программа, то чуть медленнее, или чуть быстрее, но она ее осуществит.
Артем Григорян убежден, что грузины не включили в свои списки очень известные исторические памятники, потому что если включат, то должны будут нести за них ответственность. «Нужно сформировать отношения, добиться от них проявления доброй воли, успокоить их в том плане, что они (памятники) не представляют угрозы, что это просто исторические реалии и результат сосуществования двух народов, не более того», - заверяет представитель министерства культуры, отмечая, что в данном случае ничего невозможно сделать, и мы никого не можем наказать. По словам Артема Григоряна, единственный путь – повлиять на грузин через ЮНЕСКО, поскольку Грузия – член ЮНЕСКО и приняла конвенцию по охране природы и памятников. На наш вопрос, почему до сих пор они не предприняли этот шаг и что нужно сделать для предупреждения подобных ситуаций в будущем, А. Григорян затруднился ответить: «Это уже вопрос государственной политики, я затрудняюсь сказать. Это можно начать с Министерства культуры, но это не очень хороший способ. Мы сделали это в случае с надгробиями Джуги, обратились в ИКОМОС, ЮНЕСКО, но случай с Грузией несколько иной: мы должны внушить им необходимость доброй воли. Я считаю, что нужно положить конец этому вопросу, но не могу найти способа, потому что у нас есть печальный пример в случае с Азербайджаном», - отмечает А. Григорян. Странно, что Министерство культуры РА не подсчитало даже приблизительного количества армянских культурно-исторических памятников в Грузии и даже в армянонаселенном регионе Самцхе-Джавахка. «Этим вопросом занимается RAA (общественная организация по изучению армянской архитектуры). В наших архивах есть материалы, но на данный момент этим процессом мы не занимаемся», - отмечает А. Григорян.
Самвел Карапетян: «Если мы каждую минуту можем плюнуть на память наших предков, то излишне занимать эту территорию»
21 ноября возле посольства Грузии в Армении свое возмущение и протест выразили армянские блоггеры. У входа в посольство они в гробу «похоронили новорожденную демократию Грузии». Участники потребовали от грузинского правительства наказать автора посягательств на армянские церкви, отца Тариэла. «Совершается преступление, хулиганство, разрушаются могилы, уничтожаются исторические памятники: каждый раз, когда разбиваешь окно, возбуждается уголовное дело, а в Грузии за это дают сан священника, официальное покровительство, уважение, почет и т.д. Нет никого, кто бы сказал, что совершается уголовное преступление. Совершается преступление против человечества, это нечто, вроде белого геноцида. Выясняется, что подобное разрешается, выясняется, что это можно поощрять. Аналогичные действия осуществляются и в Джавахке», - сказал один из участников акции.
Руководитель Представительства организации по изучению армянской архитектуры в Армении также убежден, что действительно было совершено преступление. Если грузины не наказывают своего преступника, значит единственный выход – обращение в Европейский суд. «На протяжении веков мы занимались ремеслом и искусством, теперь надо заняться судом. Источниками наших доходов являлись искусство и торговля, теперь суд может стать источником прибыли армянского народа. Наши деды столько создали, и наши соседи столько всего испортили, что за счет этих судов мы можем прожить несколько веков, - отмечает Самвел Карапетян и продолжает. - Ремесло надо сменить, а писать заявление тому-то или тому-то («премьер-министр обратился к своему коллеге», «католикос обратился к патриарху» и т.д.) не нужно. Не надо нам обращаться, мы должны судить. Если мы будем продолжать действовать в соответствии с логикой, что в случае суда грузины могут закрыть дорогу и т.д., если при этой логике мы занимаем на планете Земля площадь в 30 тыс. кв. км, то мы должны уступить место более достойным нациям, которые могут жить достойно. Если мы каждую минуту можем плюнуть на память наших предков, то излишне занимать эту территорию».
После недавнего инцидента с церковью Сурб Норашен с различными пресс-конференциями выступили и выразили свое беспокойство депутат от фракции РПА, зампредседателя партии «Могучая Родина», председатель земляческого союза «Джавахк» Ширак Торосян и старший научный сотрудник Центра арменоведения ЕГУ, к.ф.н. Айказун Алврцян. Оба обвинили власти Армении и Первопрестольный Эчмиадзин в пассивности. «Все это результат той реальности, что ни на государственном уровне, ни на уровне Первопрестольного Эчмиадзина нет разработанной политики. Общественность постоянно реагирует, но это нуждается в правилах игры стабильных межгосударственных, межцерковных отношений», - уверен Айказун Алврцян.
Во время дебатов, организованных 21 ноября в пресс-клубе «Аели» («Зеркало»), глава пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, иерей Тер Ваграм Меликян отметил, что Первопрестольный Эчмиадзин отнюдь не с безразличием относится к этим вопросам и постоянно предпринимает шаги для пресечения посягательств. «Не думайте, что царит молчание. Это не так. Просто мы работаем, но не всегда считаем целесообразным оглашать предпринимаемые действия или шаги, потому что не всегда огласка бывает полезной», - разъяснил Тер Ваграм.
Ширак Торосян также с радостью отметил, что на беспокойство, выраженное во время пресс-конференции, отреагировали премьер-министр РА, министр иностранных дел, председатель НС и Первопрестольный Эчмиадзин, и Грузии была направлена нота протеста через посла Грузии в РА. «А результатом стало то, что отец Тариэл извинился и вернул надгробия на место», - говорит депутат. А если в будущем вновь будет совершено посягательство на армянские культурные памятники, то, по словам депутата, они подумают, что нужно сделать для прекращения этих посягательств. «Хочется верить, что после всего этого в Грузии подобные шаги не повторятся, иначе это будет означать, что нет элементарного уважения к многочисленному национальному меньшинству, представители которого являются их гражданами, к духовным ценностям в целом, а также, почему нет, к соседней стране», - добавляет Ширак Торосян.
В связи с посягательствами, совершенными против Епархии ААЦ в Грузии и армянских церквей, 21 ноября, наконец, всерьез обеспокоился также Первопрестольный Эчмиадзин. Высший Духовный Совет «осудил шаги и действия, не достойные христианского духа, дружбы братских народов», призвав «сыновей и дочерей Армянской Апостольской Церкви поддержать грузинских армян в их усилиях и рьяной борьбе по защите армянских церквей и отеческих святынь».
Посягательства, продолжающиеся на протяжении двух десятилетий, все еще не доказали, что подобные инциденты стали регулярными, и что так называемая «добрая воля» и уважение грузин к памятникам армянской архитектуры  - просто миф. Депутат отметил, что «они это, конечно, поняли, и если так будет продолжаться, то нужно предпринять соответствующие контрмеры».
P.S. В связи с недавними инцидентами на территории церкви Сурб Норашен газета «Етк» обратилась к эксперту Центра толерантности при Офисе Народного защитника Грузии Беке Миндиашвили, который сегодня, согласно ранее достигнутой договоренности, должен был дать по телефону интервью газете «Етк». Однако в условленный час телефон Беки Миндиашвили был вне зоны досягаемости. 
В надежде получить интервью на ту же тему газета «Етк» обратилась также к Чрезвычайному и Полномочному послу Грузии в Армении Ревазу Гачечиладзе. В ближайшие дни ждем ответа посла. В случае получения интервью газета «Етк» обязательно его опубликует.

Кристине Агаларян
газета «Етк»
01.12.2008

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (01.12.2008)
Просмотров: 485
Послать в