Армянское общество требует прекратить святотатство в отношении армянских культурно-исторических памятников в Грузии Безрезультатность
протестов властей Армении и Первопрестольного Святого Эчмиадзина и
беспомощность (реальная или мнимая?!) руководства Грузии по обузданию
деятельности представителя Грузинской Православной церкви (ГПЦ)
священника Тариела Сикинчелашвили, пытающегося уничтожить армянскую
церковь XV века Сурб Норашен в Тбилиси, породили волну возмущения в
армянском обществе. Несколько тысяч учащихся различных вузов Армении
провели в среду демонстрацию с требованием положить конец вандализму и
культурному геноциду в отношении армянских культурно-исторических
памятников в Грузии. Письма соответствующего содержания были переданы
участниками акции в представительство ООН и послу Грузии в Армении. Не
рассчитывая на то, что эти послания будут иметь решающее значение в
деле прекращения актов вандализма в отношении армянских
культурно-исторических памятников, армянские студенты вместе с тем
убеждены - молчать больше нельзя, надо положить конец культурному
геноциду. “Позор им! Будучи христианами, они уничтожают христианские
памятники. Это святотатство!” - скандировали демонстранты. В
письме послу Грузии в Армении они также потребовали передать Грузинской
епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ) все церкви ААЦ. Дело в том,
что в Грузии до сих пор не решены вопросы, связанные с предоставлением
юридического статуса епархии ААЦ, а также с возвращением ААЦ армянских
церквей, которые рассматриваются грузинской стороной как “спорные”. Как
сообщает агентство “Новости-Армения” со ссылкой на данные общественной
организации, занимающейся исследованием армянской архитектуры, по
положению на 1995 год на территории Грузии находилось 650 армянских
церквей, часть их которых сегодня либо разрушена, либо представляется
как памятники грузинской архитектуры. Фактически сегодня действуют
только две церкви, принадлежащие Грузинской епархии ААЦ. Спорными
остаются 6 церквей, в том числе церковь Святой Богородицы Норашен. Она
была возведена в XV веке. В 30-е годы XX-го века Сурб Норашен в числе
других религиозных построек была закрыта и превращена в книгохранилище.
В мае этого года представители Грузинской православной церкви начали
возводить вокруг церкви металлическое заграждение с присущей грузинской
церкви атрибутикой. Грузинская епархия ААЦ квалифицировала это как
нарушение заключенного между двумя церквами соглашения о возвращении в
лоно Грузинской епархии ААЦ церквей Сурб Норашен, Сурб Ншан, Святой
Богородицы, Святого Минаса и Святого Геворга. А 16 ноября под
руководством священнослужителя (ГПЦ) Тариела Сикинчелашвили, якобы, в
целях благоустройства территории церкви были осквернены расположенные у
Сурб Норашен надгробные плиты известных армян, меценатов Тамамшевых
(Тамамшянов) - Михаила Ивановича и Лидии Петровны, внесших весомую
лепту в градостроительство и благоустройство столицы Грузии.
Осквернение могил с грузинской стороны имело место и несколькими годами
ранее. В частности, Сикинчелашвили пытался установить под стенами Сурб
Норашен надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века, перенесенные
с грузинского кладбища. Министр Диаспоры Армении
Грануш Акопян, комментируя действия Сикинчелашвили, заверила, что
вопрос армянских памятников в Грузии, в частности, церкви Сурб Норашен,
находится в центре внимания руководимого ею ведомства. Она уверена, что
вопрос армянских церквей в Грузии обязательно должен быть решен путем
диалога между ААЦ и ГПЦ, а также МИД Армении при посредничестве других
министерств, дабы позиция и действия армянской стороны были
координированными. При этом Г.Акопян призвала к взвешенности и
осторожности в заявлениях или действиях, дабы избежать расшатывания
вековых дружеских отношений между армянским и грузинским народами. Однако
в Тбилиси, судя по всему, этого не понимают или понимать не хотят,
считая, что в Армении вопрос сохранения армянского
культурно-исторического наследия в Грузии излишне политизируется. Так,
госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические
структуры, вице-премьер правительства РГ Гиоргий Барамидзе в ходе
состояшегося 1 декабря он-лайн интервью в рамках проекта “Независимые
медиа для гражданской интеграции” заявил: “Армянские культурные
памятники в Грузии - это богатство нашей страны наряду с культурными
памятниками других народов, проживающих в Грузии, и я считаю, что с
ними мы обращаемся соответствующим образом. Считаю, что решение этих
вопросов не следовало бы политизировать”. Вынуждены
отбросить политкорректность и заметить, что столь наглое и циничное
заявление из уст грузинского госминистра прозвучало после стольких лет
попыток с армянской стороны решить вопрос цивилизованным путем. Что это
- националистическое высокомерие, снобизм или очередная политическая
провокация представителя руководства Грузии? Так или иначе, но тон г-на
Барамидзе позволяет заключить, что осквернение и огрузинивание
армянских церквей в Грузии осуществляется не без поддержки официального
Тбилиси. Гаянэ МОВСЕСЯН
РА.ам 2008 12 05
|