Четверг, 02.05.2024, 02:04
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Исторический очерк Кристине Агаларян о Норашенской церкви Сурб Аствацацин
На территории Грузии насчитывается около 650 армянских церквей. В XIX веке только в Тифлисе было 29 армянских церквей, из которых сегодня осталось только две. По сей день остается нерешенным вопрос принадлежности шести армянских церквей, конфискованных в советскую эпоху: тбилисских Сурб Норашен (XV в.), Сурб Ншан (XVIII в.), Шамхорецоц Сурб Аствацацин (второе название – Кармир Аветаран, XVIII в.), Ереванцоц Сурб Минас (XVIII в.) и Мугни Сурб Геворг (XIV в.), а также находящейся в Ахалцхе (регион Самцхе-Джавахк) церкви Сурб Ншан (XIX в.). Норашенская церковь Сурб Аствацацин находится в центральном старейшем квартале Тбилиси рядом с площадью Мейдан на нынешней улице имени Леселидзе по соседству с главной грузинской епархиальной церковью Св. Сион и греческой Джварис мама. Название Норашен – армянского происхождения и означает – «новое строение».

Норашенская церковь Сурб Аствацацин была основана в 1467 году Садатом в память своего отца Султана, деда Тавакала, жены Вишель, Наримана, Шаримана и других. В 1650 году Ходжа Назар перестроил уже разваливающуюся церковь. Купол ее выстроил мастер Петрос. Исторические свидетельства утверждают, что церковь всегда восстанавливалась армянами: в 1795-ом – по приказу Мелик-Аветика Бехбудяна и по инициативе иерея Григора, в 1808-ом – под руководством благочинного Тер-Газара и господина Мунтояна после особенно разрушительных нашествий Ага-Мухамед-хана.



Прикреплённое изображение
Бюст Лидии Тамамшян
По велению католикоса Нерсеса в 1875 году ремонтировалась черепичная кровля церкви, а в 1897 и 1900 гг. ремонтные работы были осуществлены внутри здания. В записях, оставленных армянскими и чужестранными посетителями, Норашенская церковь Сурб Аствацацин упоминается, как одна из главных армянских церквей Тпгиса. До 1989 года этот факт не скрывали и грузинские исследователи.

Представители многих поколений тбилисских армян крестились в Норашене, под ее стенами покоятся останки достопочтенных граждан Тифлиса – князей Тумановых, Тамамшевых, Вартановых, Придонян. Здесь захоронены и останки протоиерея данной церкви Бажбеук-Меликова.

В советское время до 1931 года Норашенская церковь Сурб Аствацацин находилась под юрисдикцией епархиального совета. Затем здание церкви было превращено в книгохранилище. По положению на 1962 г. Норашенская церковь Сурб Аствацацин считалась третьим книгохранилищем первопечатной литературы после Москвы и Киева.

Факты грузинизации

С 1983 года начались «преобразования» Норашенской церкви Сурб Аствацацин. В ходе работ по благоустройству окрестностей церкви и улицы Леселидзе, которые осуществлялись сотрудниками Главного управления по охране памятников Грузии под руководством главного архитектора города Ш. Кавлашвили, был разрушен северный парадный вход с каменной резьбой, как «архитектурное излишество». В 1989 году зам. начальника управления по охране памятников Джансуг Бабунашвили стал первым госслужащим, который объявил церковь Норашен «грузинской православной церковью, построенной в XIII веке».
Прикреплённое изображение
Хачкар, который был закреплен внутри церкви, с памятной надписью, повествующей о постройке в 1650 г. джугинцем мастером Петросом купола. Был уничтожен в 1995 году.


Начиная с 1994 года, посягательства в отношении Норашена приняли постоянный характер. 29 декабря того же года из церкви начали выносить книги. По этому поводу в Тбилиси отбыла группа армянских интеллигентов, которая встретилась с секретарем католикоса Илии Теодоросом Джохадзе. Теодорос Джохадзе объявил, что существование армянской церкви в соседстве с грузинским Сионом недопустимо. «Мы должны ее превратить в грузинскую», - заявил секретарь католикоса.

15 февраля 1995 года грузинские священнослужители освятили церковь согласно грузинскому ритуалу, назвав ее Хареба (что в переводе означает «обетованная»).

С 1995 года по сей день под видом работ по «реставрации» с большим размахом продолжается исчезновение армянских церковных атрибутов – купели для крещения, высокого алтаря, хачкаров, укрепленных в стенах, эпитафий на армянском языке, фресок.

Согласно данным исследователя армянской архитектуры, руководителя ереванского офиса ОАА Самвела Карапетяна, все церкви в Грузии подверглись грузинизации под предлогом их реконструкции, и это совершается четко выбранными методами. Так, алтарь армянских церквей вместе со святым столом находится на высоте примерно 80 см от пола молельного зала, и с двух его сторон ступени ведут к алтарю. Грузинская церковь, также, как греческая и ортодоксальные церкви, вообще не имеет подобного алтаря. Во время присвоения грузины вначале разрушают и сравнивают с землей алтарь. В северной стене армянских церквей располагается купель для крещения, которая, обычно, изготавливается из цельного куска камня. Грузинская церковь тоже проводит обряд крещения, но их купель – это передвижной таз. Такой неподвижной купели у них нет, поэтому следом уничтожается купель для крещения. После наступает очередь всех лапидaрных надписей, вырезанных на камне эпитафий и фресок.


Прикреплённое изображение
Еще один исчезнувший в то же время хачкар.
Хачкар на месте, и хачкара нет.

13 марта 1995 года по приглашению армянской общины Грузии в Тбилиси отбыли архиепископы Гарегин и Григорис, вардапет Езрас и руководитель комиссии по правам человека Р. Папян. Они встретились с Илией II-ым и пришли к соглашению о закрытии церкви на некоторое время и создании особой группы, состоящей из армянских и грузинских специалистов для обследования церкви на предмет ее принадлежности. На сегодня церковь уже должна была быть обследована.
Прикреплённое изображение
Разрушенный в 1983 г. северный парадный вход с высеченными армянскими буквами


Похождения Тариела Сикинчелашвили

Весной 2005 года возле южной стены церкви вдруг появилось новое кладбище – пять надгробных плит с вырезанными на них надписями на грузинском, в числе которых было надгробие некоего Маглакелидзе, скончавшегося в 1874 г. Самвел Карапетян отмечает, что, согласно исследованию мест проживания грузинских родов, из всей территории Грузии, Магакелидзе проживали только в нескольких населенных пунктах, в том числе в селе Млети Душетского района, где до назначения духовным пастырем огрузиненной греческой церкви Джварис мама, трудился приходским священником сам отец Тариел.
  
Прикреплённое изображениеПрикреплённое изображение
Скрепленные металлической проволокой и еще не развязанные надгробные плиты
Работы по резьбе проводятся на этих надгробных плитах
Те же самые надгробные плиты - уже установленные



«Из этого следует, что надгробные плиты, призванные содействовать грузинизации церкви Норашен, отец Тариел доставил с кладбища села Млети, ввереном ему на пастырство», - утверждает Самвел Карапетян.

Посягательства продолжаются: последние события



Прикреплённое изображение
В мае 2008 года под непосредственным руководством священнослужителя грузинской православной церкви отца Тариела Сикинчелашвили началось строительство забора вокруг Норашена, который украшается символами и крестами, характерными исключительно для грузинской православной церкви. После посягательств, совершенных под предлогом огораживания армянской церкви Сурб Норашен и прилегающей к ней территории, благодаря многочисленным обращениям, жалобам и усилиям армянской общины, 22 октября городская мэрия Тбилиси вынесла решение о демонтаже забора, которое и по сей день остается неисполненным. Более того, вопреки решению, забор продолжает строиться. Наконец, 16 ноября представителями грузинской православной церкви под руководством отца Тариела, была предпринята попытка с помощью тяжелой техники вывезти надгробные плиты, принадлежащие представителям семьи армянских благотворителей Тифлиса – Тамамшянов – Михаила Ивановича и Лидии Петровны Тамамшян, которые вот уже более ста лет, как захоронены в церковном дворе Норашена. Священник Тариел Сикинчелашвили этот шаг предпринял в рамках осуществления своего собственного плана «по благоустройству и «очистке от мусора» территории, прилегающей к церкви».

Благодаря усилиям армянской общины, удалось вернуть на свое место надгробья и вывести с территории тяжелую технику. Однако отец Тариел за свои деяния какого-либо наказания не понес. Последний случай вызвал большой резонанс в печати и получил отклик в различных кругах. Грузинские средства массовой информации вопрос армянских церквей всегда представляют таким образом, что это армяне выдвигают некие требования в отношении грузинских церквей, не имея при этом никаких документов, доказывающих их армянское происхождение. А в связи с последними событиями в Норашене грузинская пресса пишет, что воодушевление армян – есть результат «накачки» со стороны русских, особенно в свете недавней российско-грузинской войны.

Вокруг предыдущих событий тоже поднимался шум, а следствием стала попытка демонтажа надгробий. На этот раз обвинения прозвучали уже не только в адрес властей Грузии и агрессивно настроенной грузинской православной церкви. Обвинения в пассивности прозвучали также и в адрес властей РА и Первопрестольного Эчмиадзина, а отчасти и в адрес армянской общины Тифлиса, в связи с непредставлением внятных требований.

перевод выполнил блоггер
Pandukht
2008,12,03
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (04.12.2008)
Просмотров: 906
Послать в