На территории Грузии насчитывается около 650 армянских церквей. В XIX
веке только в Тифлисе было 29 армянских церквей, из которых сегодня
осталось только две. По сей день остается нерешенным вопрос
принадлежности шести армянских церквей, конфискованных в советскую
эпоху: тбилисских Сурб Норашен (XV в.), Сурб Ншан (XVIII в.),
Шамхорецоц Сурб Аствацацин (второе название – Кармир Аветаран, XVIII
в.), Ереванцоц Сурб Минас (XVIII в.) и Мугни Сурб Геворг (XIV в.), а
также находящейся в Ахалцхе (регион Самцхе-Джавахк) церкви Сурб Ншан
(XIX в.). Норашенская церковь Сурб Аствацацин находится в центральном
старейшем квартале Тбилиси рядом с площадью Мейдан на нынешней улице
имени Леселидзе по соседству с главной грузинской епархиальной церковью
Св. Сион и греческой Джварис мама. Название Норашен – армянского
происхождения и означает – «новое строение».
Норашенская
церковь Сурб Аствацацин была основана в 1467 году Садатом в память
своего отца Султана, деда Тавакала, жены Вишель, Наримана, Шаримана и
других. В 1650 году Ходжа Назар перестроил уже разваливающуюся церковь.
Купол ее выстроил мастер Петрос. Исторические свидетельства утверждают,
что церковь всегда восстанавливалась армянами: в 1795-ом – по приказу
Мелик-Аветика Бехбудяна и по инициативе иерея Григора, в 1808-ом – под
руководством благочинного Тер-Газара и господина Мунтояна после
особенно разрушительных нашествий Ага-Мухамед-хана.
|
Бюст Лидии Тамамшян |
По велению католикоса Нерсеса в 1875 году ремонтировалась черепичная
кровля церкви, а в 1897 и 1900 гг. ремонтные работы были осуществлены
внутри здания. В записях, оставленных армянскими и чужестранными
посетителями, Норашенская церковь Сурб Аствацацин упоминается, как одна
из главных армянских церквей Тпгиса. До 1989 года этот факт не скрывали
и грузинские исследователи.
Представители многих поколений
тбилисских армян крестились в Норашене, под ее стенами покоятся останки
достопочтенных граждан Тифлиса – князей Тумановых, Тамамшевых,
Вартановых, Придонян. Здесь захоронены и останки протоиерея данной
церкви Бажбеук-Меликова.
В советское время до 1931 года
Норашенская церковь Сурб Аствацацин находилась под юрисдикцией
епархиального совета. Затем здание церкви было превращено в
книгохранилище. По положению на 1962 г. Норашенская церковь Сурб
Аствацацин считалась третьим книгохранилищем первопечатной литературы
после Москвы и Киева.
Факты грузинизации
С 1983 года начались «преобразования» Норашенской церкви Сурб
Аствацацин. В ходе работ по благоустройству окрестностей церкви и улицы
Леселидзе, которые осуществлялись сотрудниками Главного управления по
охране памятников Грузии под руководством главного архитектора города
Ш. Кавлашвили, был разрушен северный парадный вход с каменной резьбой,
как «архитектурное излишество». В 1989 году зам. начальника управления
по охране памятников Джансуг Бабунашвили стал первым госслужащим,
который объявил церковь Норашен «грузинской православной церковью,
построенной в XIII веке».
|
Хачкар,
который был закреплен внутри церкви, с памятной надписью, повествующей
о постройке в 1650 г. джугинцем мастером Петросом купола. Был уничтожен
в 1995 году. |
Начиная с 1994 года, посягательства в
отношении Норашена приняли постоянный характер. 29 декабря того же года
из церкви начали выносить книги. По этому поводу в Тбилиси отбыла
группа армянских интеллигентов, которая встретилась с секретарем
католикоса Илии Теодоросом Джохадзе. Теодорос Джохадзе объявил, что
существование армянской церкви в соседстве с грузинским Сионом
недопустимо. «Мы должны ее превратить в грузинскую», - заявил секретарь
католикоса.
15 февраля 1995 года грузинские священнослужители
освятили церковь согласно грузинскому ритуалу, назвав ее Хареба (что в
переводе означает «обетованная»).
С 1995 года по сей день под
видом работ по «реставрации» с большим размахом продолжается
исчезновение армянских церковных атрибутов – купели для крещения,
высокого алтаря, хачкаров, укрепленных в стенах, эпитафий на армянском
языке, фресок.
Согласно данным исследователя армянской
архитектуры, руководителя ереванского офиса ОАА Самвела Карапетяна, все
церкви в Грузии подверглись грузинизации под предлогом их
реконструкции, и это совершается четко выбранными методами. Так, алтарь
армянских церквей вместе со святым столом находится на высоте примерно
80 см от пола молельного зала, и с двух его сторон ступени ведут к
алтарю. Грузинская церковь, также, как греческая и ортодоксальные
церкви, вообще не имеет подобного алтаря. Во время присвоения грузины
вначале разрушают и сравнивают с землей алтарь. В северной стене
армянских церквей располагается купель для крещения, которая, обычно,
изготавливается из цельного куска камня. Грузинская церковь тоже
проводит обряд крещения, но их купель – это передвижной таз. Такой
неподвижной купели у них нет, поэтому следом уничтожается купель для
крещения. После наступает очередь всех лапидaрных надписей, вырезанных
на камне эпитафий и фресок.
|
Еще один исчезнувший в то же время хачкар. Хачкар на месте, и хачкара нет. |
13 марта 1995 года по приглашению армянской общины Грузии в Тбилиси
отбыли архиепископы Гарегин и Григорис, вардапет Езрас и руководитель
комиссии по правам человека Р. Папян. Они встретились с Илией II-ым и
пришли к соглашению о закрытии церкви на некоторое время и создании
особой группы, состоящей из армянских и грузинских специалистов для
обследования церкви на предмет ее принадлежности. На сегодня церковь
уже должна была быть обследована.
Разрушенный в 1983 г. северный парадный вход с высеченными армянскими буквами
Похождения Тариела Сикинчелашвили
Весной 2005 года возле южной стены церкви вдруг появилось новое
кладбище – пять надгробных плит с вырезанными на них надписями на
грузинском, в числе которых было надгробие некоего Маглакелидзе,
скончавшегося в 1874 г. Самвел Карапетян отмечает, что, согласно
исследованию мест проживания грузинских родов, из всей территории
Грузии, Магакелидзе проживали только в нескольких населенных пунктах, в
том числе в селе Млети Душетского района, где до назначения духовным
пастырем огрузиненной греческой церкви Джварис мама, трудился
приходским священником сам отец Тариел.
|
Скрепленные металлической проволокой и еще не развязанные надгробные плиты Работы по резьбе проводятся на этих надгробных плитах Те же самые надгробные плиты - уже установленные |
«Из
этого следует, что надгробные плиты, призванные содействовать
грузинизации церкви Норашен, отец Тариел доставил с кладбища села
Млети, ввереном ему на пастырство», - утверждает Самвел Карапетян.
Посягательства продолжаются: последние события |
В мае 2008 года под непосредственным руководством священнослужителя
грузинской православной церкви отца Тариела Сикинчелашвили началось
строительство забора вокруг Норашена, который украшается символами и
крестами, характерными исключительно для грузинской православной
церкви. После посягательств, совершенных под предлогом огораживания
армянской церкви Сурб Норашен и прилегающей к ней территории, благодаря
многочисленным обращениям, жалобам и усилиям армянской общины, 22
октября городская мэрия Тбилиси вынесла решение о демонтаже забора,
которое и по сей день остается неисполненным. Более того, вопреки
решению, забор продолжает строиться. Наконец, 16 ноября представителями
грузинской православной церкви под руководством отца Тариела, была
предпринята попытка с помощью тяжелой техники вывезти надгробные плиты,
принадлежащие представителям семьи армянских благотворителей Тифлиса –
Тамамшянов – Михаила Ивановича и Лидии Петровны Тамамшян, которые вот
уже более ста лет, как захоронены в церковном дворе Норашена. Священник
Тариел Сикинчелашвили этот шаг предпринял в рамках осуществления своего
собственного плана «по благоустройству и «очистке от мусора»
территории, прилегающей к церкви».
Благодаря усилиям
армянской общины, удалось вернуть на свое место надгробья и вывести с
территории тяжелую технику. Однако отец Тариел за свои деяния
какого-либо наказания не понес. Последний случай вызвал большой
резонанс в печати и получил отклик в различных кругах. Грузинские
средства массовой информации вопрос армянских церквей всегда
представляют таким образом, что это армяне выдвигают некие требования в
отношении грузинских церквей, не имея при этом никаких документов,
доказывающих их армянское происхождение. А в связи с последними
событиями в Норашене грузинская пресса пишет, что воодушевление армян –
есть результат «накачки» со стороны русских, особенно в свете недавней
российско-грузинской войны.
Вокруг предыдущих событий тоже
поднимался шум, а следствием стала попытка демонтажа надгробий. На этот
раз обвинения прозвучали уже не только в адрес властей Грузии и
агрессивно настроенной грузинской православной церкви. Обвинения в
пассивности прозвучали также и в адрес властей РА и Первопрестольного
Эчмиадзина, а отчасти и в адрес армянской общины Тифлиса, в связи с
непредставлением внятных требований.
перевод выполнил блоггер Pandukht
2008,12,03