В мае этого года в Тбилиси возобновились споры
вокруг армянской церкви Сурб Норашен, которая находится на ул.
Леселидзе (бывший Армянский рынок). Эти разногласия были заморожены
летом в связи с юго-осетинскими событиями. Сейчас они вновь в центре
внимания, поскольку спустя пять месяцев после начала споров грузинский
священник Тариел Сикинчелашвили начал незаконно возводить ограду вокруг
армянской церкви, оформляя ее в типично грузинском стиле. Таким
образом, делается попытка окончательно завершить «огрузинивание»
армянской церкви.
Несмотря на то, что мэрия Тбилиси и Патриаршество
вынесли совместное решение разобрать ограду, как видно, Грузия все же
не собирается отказываться от политики присвоения и разрушения
памятников армянской культуры на ее территории. Следует отметить, что
Армянская Апостольская церковь и Грузинская Православная церковь имеют
договоренность о передаче этой и еще четырех армянских церквей в
ведомство грузинской ветви ААЦ, однако как показывает жизнь, грузинская
сторона намерена нарушить соглашение, что будет иметь весьма тяжелые
психологические последствия для армянской диаспоры в Грузии, а также
породит напряженность в армяно-грузинских отношениях.
Католикос Грузии Илия II стремится национализировать
все памятники культуры в Грузии, но особое внимание он уделяет
религиозным памятникам. Но эта черта присуща не только католикосу Илии
II, эту политику упорно ведут вообще грузины. Еще в советские времена
грузины часть за частью уничтожали все исторические свидетельства
армянского присутствия в Грузии. Хотя в архитектурном плане армянские
церкви заметно отличаются от грузинских, грузин эта деталь абсолютно не
смущает - они методично приватизируют не свои ценности.
Если в 30-х годах церкви разрушались под предлогом
тотальной антирелигиозной политики СССР, то в 90-х годах выстоявшие
армянские церкви одна за другой переосвящались и переходили в ведение
грузинской Православной церкви. Подобной участи удостоилась церковь
Сурб Хач в тбилисском районе Вера. На территории этой церкви были
захоронены многие тбилисские армяне, а ныне это кладбище полностью
разрушено.
К грузинской церкви отошла и армянская церковь
Ходживанк, построенная в 1655г, а камни находящейся на ее территории
усыпальницы армянского княжеского рода Бейбутян грузины использовали
просто как стройматериал. На месте княжеской усыпальницы была построена
первопрестольная грузинская церковь.
Возвращаясь к теме разговора - церкви Сурб Норашен,
отметим, что еще в 2005г. во дворе церкви появились надгробные плиты с
грузинскими надписями, которые заботливо уложили вдоль стен, а с
армянских надгробных плит стерли армянские надписи. «Огрузинивание»
Сурб Норашена инициировал в 1989г. будущий президент Звиад Гамсахурдия.
В том же году была разрушена самая высокая в Тбилиси (40м) армянская
церковь Кармир Аветаран.
Сурб Норашен был построен в XVв. и со дня основания
находился в ведении грузинской ветви ААЦ. С 30-х годов она
использовалась как книгохранилище, а после независимости Грузии не была
передана законному владельцу. Как сказал исполнитель «грузинизации»
Сурб Норашена отец Тариел: «Наша земля - наша церковь. Делаем, что
хотим и что приказано». Вот по такому принципу государственные и
духовные власти Грузии собираются присвоить все памятники культуры на
ее территории. Сурб Норашен находится в тесном соседстве (в одном
дворе) с грузинским храмом Джварис Мамис, который, кстати, в свое время
тоже был переделан из греческого.
Вопрос возвращения церквей в Грузии отмечен также в
комитете по правам человека ООН и в годовом докладе Госдепартамента
США, в котором, в частности, говорится: «Особенно остро стоит вопрос
церкви Сурб Норашен. В досоветский период она принадлежала Армянской
Апостольской церкви. В советское время здесь располагалось научное
учреждение. 15 февраля 1995г. по решению грузинского Патриаршества
Норашен был переосвящен как церковь Благовещения Богоматери и здесь был
отслужен православный молебен. Армянская церковь по этому поводу
выразила протест. Патриаршество было вынуждено уйти из церкви, но не
уступило ее ААЦ. В настоящее время церковь бездействует».
Осетинские события заставили грузин на некоторое
время приостановить свою антиармянскую деятельность, однако сегодня ее
вновь реанимировали, что явно свидетельствует о том, что Грузия будет
использовать любой удобный случай для ограничения прав армянского
населения внутри страны. Доказательством сказанному служат
антиармянские публикации, количество которых в грузинской прессе в
последнее время значительно увеличилось.
АШОТ ГАБРИЕЛЯН azatamtutyun.am 23/10/2008
|