ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ- ИЛИ ЭТА ДОРОГА НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Суббота, 10.12.2016, 05:01
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ- ИЛИ ЭТА ДОРОГА НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ

В мае этого года в Тбилиси возобновились споры вокруг армянской церкви Сурб Норашен, которая находится на ул. Леселидзе (бывший Армянский рынок). Эти разногласия были заморожены летом в связи с юго-осетинскими событиями. Сейчас они вновь в центре внимания, поскольку спустя пять месяцев после начала споров грузинский священник Тариел Сикинчелашвили начал незаконно возводить ограду вокруг армянской церкви, оформляя ее в типично грузинском стиле. Таким образом, делается попытка окончательно завершить «огрузинивание» армянской церкви.

Несмотря на то, что мэрия Тбилиси и Патриаршество вынесли совместное решение разобрать ограду, как видно, Грузия все же не собирается отказываться от политики присвоения и разрушения памятников армянской культуры на ее территории. Следует отметить, что Армянская Апостольская церковь и Грузинская Православная церковь имеют договоренность о передаче этой и еще четырех армянских церквей в ведомство грузинской ветви ААЦ, однако как показывает жизнь, грузинская сторона намерена нарушить соглашение, что будет иметь весьма тяжелые психологические последствия для армянской диаспоры в Грузии, а также породит напряженность в армяно-грузинских отношениях.

Католикос Грузии Илия II стремится национализировать все памятники культуры в Грузии, но особое внимание он уделяет религиозным памятникам. Но эта черта присуща не только католикосу Илии II, эту политику упорно ведут вообще грузины. Еще в советские времена грузины часть за частью уничтожали все исторические свидетельства армянского присутствия в Грузии. Хотя в архитектурном плане армянские церкви заметно отличаются от грузинских, грузин эта деталь абсолютно не смущает - они методично приватизируют не свои ценности.

Если в 30-х годах церкви разрушались под предлогом тотальной антирелигиозной политики СССР, то в 90-х годах выстоявшие армянские церкви одна за другой переосвящались и переходили в ведение грузинской Православной церкви. Подобной участи удостоилась церковь Сурб Хач в тбилисском районе Вера. На территории этой церкви были захоронены многие тбилисские армяне, а ныне это кладбище полностью разрушено.

К грузинской церкви отошла и армянская церковь Ходживанк, построенная в 1655г, а камни находящейся на ее территории усыпальницы армянского княжеского рода Бейбутян грузины использовали просто как стройматериал. На месте княжеской усыпальницы была построена первопрестольная грузинская церковь.

Возвращаясь к теме разговора - церкви Сурб Норашен, отметим, что еще в 2005г. во дворе церкви появились надгробные плиты с грузинскими надписями, которые заботливо уложили вдоль стен, а с армянских надгробных плит стерли армянские надписи. «Огрузинивание» Сурб Норашена инициировал в 1989г. будущий президент Звиад Гамсахурдия. В том же году была разрушена самая высокая в Тбилиси (40м) армянская церковь Кармир Аветаран.

Сурб Норашен был построен в XVв. и со дня основания находился в ведении грузинской ветви ААЦ. С 30-х годов она использовалась как книгохранилище, а после независимости Грузии не была передана законному владельцу. Как сказал исполнитель «грузинизации» Сурб Норашена отец Тариел: «Наша земля - наша церковь. Делаем, что хотим и что приказано». Вот по такому принципу государственные и духовные власти Грузии собираются присвоить все памятники культуры на ее территории. Сурб Норашен находится в тесном соседстве (в одном дворе) с грузинским храмом Джварис Мамис, который, кстати, в свое время тоже был переделан из греческого.

Вопрос возвращения церквей в Грузии отмечен также в комитете по правам человека ООН и в годовом докладе Госдепартамента США, в котором, в частности, говорится: «Особенно остро стоит вопрос церкви Сурб Норашен. В досоветский период она принадлежала Армянской Апостольской церкви. В советское время здесь располагалось научное учреждение. 15 февраля 1995г. по решению грузинского Патриаршества Норашен был переосвящен как церковь Благовещения Богоматери и здесь был отслужен православный молебен. Армянская церковь по этому поводу выразила протест. Патриаршество было вынуждено уйти из церкви, но не уступило ее ААЦ. В настоящее время церковь бездействует».

Осетинские события заставили грузин на некоторое время приостановить свою антиармянскую деятельность, однако сегодня ее вновь реанимировали, что явно свидетельствует о том, что Грузия будет использовать любой удобный случай для ограничения прав армянского населения внутри страны. Доказательством сказанному служат антиармянские публикации, количество которых в грузинской прессе в последнее время значительно увеличилось.

АШОТ ГАБРИЕЛЯН

azatamtutyun.am
23/10/2008

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (23.10.2008)
Просмотров: 235
Послать в