Кризис веры: армянская идентичность в Тбилиси под угрозой - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Суббота, 10.12.2016, 03:12
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Кризис веры: армянская идентичность в Тбилиси под угрозой
Верховный орган Первопрестольного Эчмиадзина намерен созвать экстренное совещание по вопросу «огрузинивания» армянской церкви Сурб Норашен в Тбилиси. Об этом 19 мая заявил председатель армянского центра сотрудничества Грузии Карен Элчян. По его словам, армянская община Грузии готова действовать, однако пока ожидает решения Армянской Апостольской церкви (ААЦ).

Как отметил Элчян, проблема с армянскими церквями в Грузии не нова, однако этот вопрос постоянно замораживается. «Нас заставляли молчать, обещая, что проблема будет решена. Мы не протестовали, когда разбивали беседку, сады, но сегодня армянская церковь ограждается бетонным забором, на столбах которого возвышаются грузинские кресты».

На днях в Тбилиси приступили к последнему этапу «огрузинивания» Армянской церкви Сурб Норашен, расположенной в старом районе города на улице Леселидзе (бывший «Армянский базар»), в одном дворике с Грузинской (бывшей Греческой) Православной церковью Джврис Мамис монастери.

С 15 мая группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви священнослужителя Грузинской Православной Церкви отца Тариэла Сикинчелашвили резво возводит бетонно-металлическую изгородь с калитками от задней части церкви, тем самым достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом активно используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам о. Тариэла, «в церкви начнется грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних ремонтных работ в самом здании».

Еще в 2005 году во дворе этой церкви внезапно появились надгробные камни с грузинскими надписями. Вскоре эти камни были аккуратно сложены непосредственно у стен церкви. Одновременно армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма: с них были стерты армянские надписи.

Тогда же грузинский священник Тариел заявил: «Земля наша, церковь наша и мы делаем, что хотим и то, что приказывают, и вообще отстаньте от нас, вы нам надоели...».

Именно в 2005 году в газете «Georgian Times» (24.02.2005) был напечатан материал, изобилующий выражениями типа: «Армяне делают все, чтобы Грузия не состоялась как государство»; «Если бы у армян хватило средств, они бы отняли наш язык»; «Я не могу вспомнить ни одного случая, когда бы армянин делал добро Грузии» и т.д.

Антиармянская истерия поднятая грузинскими СМИ по поводу церкви Норашен была отражена и в опубликованном 8 ноября 2005 г. докладе Государственного Департамента США «О положении в области свободы религии за 2005 г.». В части, которая описывает ситуацию в Грузии, говорится:

«Большинство проблем, волнующих традиционные религиозные группы, исходят из имущественных вопросов. Римская Католическая и Армянская Апостольская церкви не смогли вернуть имущество и церкви, закрытые Советским правительством, большая часть которых позже была передана Грузинской Православной церкви. Знаменитая армянская церковь «Норашен», также как и другие четыре сравнительно малые церкви в Тбилиси и одна в Ахалцихе, остаются закрытыми».

Интересным является и абзац из доклада Омбудсмена Грузии, представленного парламенту страны 23 декабря 2005 г:

«На данном этапе Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии наиболее радикально ставит вопрос о возвращении церкви «Норашен» в Тбилиси и церкви «Сурб Ншан» в Ахалцихе… Особенно остро стоит вопрос церкви «Норашен». До Советского периода храм принадлежал Армянской Апостольской Церкви. В советский период здесь размещалась библиотека Академии Наук. 15 февраля 1995 г. по решению Патриархии церковь была освящена как Церковь «Благовещения Божьей Богоматери», в которой была проведена православная литургия, на что армянская сторона выразила свой протест. Грузинская Патриархия была вынуждена оставить церковь, но она и не уступила ее Армянской Церкви. Сегодня церковь «Норашен» бездействует».

Проблема церкови Норашен известна еще с 1989 года. Именно тогда, по инициативе будущего первого президента республики Звиада Гамсахурдиа, грузины активизировали и расширили свою деятельность в отношении этой церкви с целью ее превращения в грузинскую православную церковь. Эти попытки достигли кульминации в 1994 г., когда после известия о том, что все важнейшие книги были изъяты из церковного архива, начались волнения среди армян.

Последние события показывают, что Норашен может постигнуть участь другой армянской церкви - Кармир Аветаран, бывшей некогда самой высокой (40 метров) армянской церковью Тбилиси и уничтоженной в 1989 г.

На днях К. Элчян заявил, что «для нас решение вопроса с церковью - это вопрос будущего существования общины. Игнорирование этой проблемы поставит общину в крайне незавидное положение. Нам надо чувствовать, что мы не одни, однако в этом направлении пока ничего не делается».

Председатель организации также предположил, что, по всей видимости, церковь Сурб. Норашен уже “сдали” грузинской стороне, просто умалчивают об этом. «Видимо, хотели все тихо-мирно порешить, однако после того, как мы подняли шум, им придется что-то предпринимать».

«Посягательство грузинского руководства на очередную армянскую церковь Норашен вновь доказывает враждебность официального Тбилиси не только в отношении армянского государства, но и армянского народа и его этнокультурных и религиозных памятников», - заявил политолог Грант Мелик-Шахназарян.

«Потеря армянской церкви Норашен однозначно приведет к потере армянской общины Тбилиси, - отметил он. - А вслед за этим начнется окончательная деградация и деэтнизация Самцхе-Джавахети. Мы надеемся, что Верховный патриарх Гарегин II проявит себя как истинный Католикос всех армян и не оставит тбилисских армян обманутыми и брошенными в их борьбе».

По мнению некоторых наблюдателей, долгосрочные перспективы армяно-грузинских отношений могут быть очерчены уже в течение следующей недели.

Арис Казинян
Корреспондент ArmeniaNow
23. 05. 2008

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (23.05.2008)
Просмотров: 244
Послать в