Пятница, 29.03.2024, 12:28
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Великолепие на костях
Вот уже который год в административной черте Тбилиси ведется строительство, вероятно, крупнейшего на Южном Кавказе архитектурного комплекса. Работы здесь практически никогда не прерываются, а между тем - конца им не видно. Колоссальное сооружение уже сегодня поражает воображение и пугает своей масштабностью.

Вовсе не обязательно быть профессиональным оракулом, чтобы предсказать будущее этой огромной территории: город в городе, почти на манер Ватикана. Прилегающие к строительной площадке десяток узких улочек с ветхими домами, мелкими торговыми и ремесленными лавками будут, разумеется, сметены, ибо едва ли допустим контраст между их нищенством и предполагаемым великолепием Кафедрального собора. Очевидно, что вся округа в скором будущем окажется подчиненной новой резиденции грузинского Патриарха и затмит своим блеском не только Сиони, но и, право же, совершенный Свети-Цховели в Мцхете.
Впрочем, заглядывать вперед все же не стоит. И не только по той причине, что современный Южный Кавказ - далеко не самая благоприятная карта даже для провидцев. Дело в том, что неоднократно водружаемый на куполе строящегося храма громадных размеров крест хронически падает. А это, как полагают многие, – знамение.

Располагающийся прямо за Авлабарской площадью Ходживанкский холм - место во всех отношениях притягательное. Помимо прочего именно здесь находится Пантеон виднейших деятелей армянской культуры, представленный созвездием имен классиков национальной литературы XIX века. Следует между тем заметить, что сам Пантеон - явление относительно новое. Ходживанк изначально был армянским кладбищем, где наряду с классиками предавались земле и их рядовые современники. Последних же, известное дело, всегда намного больше. Новая резиденция Патриарха Всея Грузии строится как раз на их костях.
К настоящему времени тонны человеческих останков в качестве самого обычного строительного мусора уже давно переправлены на городскую свалку. По свидетельству очевидцев, кости загружались в кузовы, как руда в самосвалы. Что же до могильных плит, то их - валяющихся где попало, можно видеть и сегодня. На той же Авлабарской площади, например. Кстати, прямо напротив Армянского театра. Бедный Григорий Долуханов (1880-1881гг.) так и продолжает лежать там, где лежал все эти пять лет, и никто, кажется, этого не хочет замечать. Действующие в Тбилиси многочисленные армянские организации, видимо, настолько заняты выяснением отношений между собой, что просто не располагают временем обращать внимание на подобные мелочи.

В этой связи нелишне отметить, что тот же Патриарх Всея Грузии Илия II непосредственно перед закладкой фундамента Кафедрального собора счел своим долгом пригласить в Ходживанк Католикоса Всех Армян Гарегина I с целью ознакомить его с проектом храмового комплекса и выяснить позицию главы Армянской Апостольской Церкви по данному вопросу. Сегодня нельзя сказать наверняка, какой практический смысл могла иметь эта встреча в случае, если бы Гарегин I выразил свое несогласие. Гадать не будем, тем более что армянский Католикос был весьма далек от такой позиции. Заявив, мол, "сие есть Ваша территория и Вы вольны поступать с ней, как считаете нужным", он тем самым, как полагают многие тбилисские армяне, дал добро на строительство "комплекса на костях".

Сказанное, впрочем, никак не означает, что грузинские власти любят церемониться с армянами, если речь касается столь деликатных вопросов. Сегодня аналогичная ситуация и в Джавахке. Есть в Ниноцминдском районе армянское село Пога, известное своими традициями и консерватизмом. Святая Нунэ (в грузинской транскрипции - Нино) именно в этих местах проповедовала христианство (собственно, новое название бывшего Богдановского района и переводится как Святая Нино), отчего и осталось там много надгробий, каменных стел и прочих культовых сооружений. В последние годы в Поге выстроена грузинская церковь - и опять же на месте армянского кладбища.

Конечно, при таком положении дел просто глупо, да и неуместно говорить о каких-то нравственных материях, ибо все это настолько очевидно, что однозначно воспринимается всеми. Грузинское духовенство, разумеется, прекрасно сознает аморальность строительства домов богослужения на подобных территориях и подобными путями. Вопрос как раз в том и состоит, что все это делается осознанно.

Арис КАЗИНЯН

"Голос Армении"
3 февраля 2004 г.
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (03.02.2004)
Просмотров: 672
Послать в