Вот уже который год в административной черте Тбилиси ведется
строительство, вероятно, крупнейшего на Южном Кавказе архитектурного
комплекса. Работы здесь практически никогда не прерываются, а между тем
- конца им не видно. Колоссальное сооружение уже сегодня поражает
воображение и пугает своей масштабностью.
Вовсе не обязательно быть профессиональным оракулом, чтобы предсказать
будущее этой огромной территории: город в городе, почти на манер
Ватикана. Прилегающие к строительной площадке десяток узких улочек с
ветхими домами, мелкими торговыми и ремесленными лавками будут,
разумеется, сметены, ибо едва ли допустим контраст между их нищенством
и предполагаемым великолепием Кафедрального собора. Очевидно, что вся
округа в скором будущем окажется подчиненной новой резиденции
грузинского Патриарха и затмит своим блеском не только Сиони, но и,
право же, совершенный Свети-Цховели в Мцхете.
Впрочем, заглядывать вперед все же не стоит. И не только по той
причине, что современный Южный Кавказ - далеко не самая благоприятная
карта даже для провидцев. Дело в том, что неоднократно водружаемый на
куполе строящегося храма громадных размеров крест хронически падает. А
это, как полагают многие, – знамение.
Располагающийся прямо за Авлабарской площадью Ходживанкский холм -
место во всех отношениях притягательное. Помимо прочего именно здесь
находится Пантеон виднейших деятелей армянской культуры, представленный
созвездием имен классиков национальной литературы XIX века. Следует
между тем заметить, что сам Пантеон - явление относительно новое.
Ходживанк изначально был армянским кладбищем, где наряду с классиками
предавались земле и их рядовые современники. Последних же, известное
дело, всегда намного больше. Новая резиденция Патриарха Всея Грузии
строится как раз на их костях.
К настоящему времени тонны человеческих останков в качестве самого
обычного строительного мусора уже давно переправлены на городскую
свалку. По свидетельству очевидцев, кости загружались в кузовы, как
руда в самосвалы. Что же до могильных плит, то их - валяющихся где
попало, можно видеть и сегодня. На той же Авлабарской площади,
например. Кстати, прямо напротив Армянского театра. Бедный Григорий
Долуханов (1880-1881гг.) так и продолжает лежать там, где лежал все эти
пять лет, и никто, кажется, этого не хочет замечать. Действующие в
Тбилиси многочисленные армянские организации, видимо, настолько заняты
выяснением отношений между собой, что просто не располагают временем
обращать внимание на подобные мелочи.
В этой связи нелишне отметить, что тот же Патриарх Всея Грузии Илия II
непосредственно перед закладкой фундамента Кафедрального собора счел
своим долгом пригласить в Ходживанк Католикоса Всех Армян Гарегина I с
целью ознакомить его с проектом храмового комплекса и выяснить позицию
главы Армянской Апостольской Церкви по данному вопросу. Сегодня нельзя
сказать наверняка, какой практический смысл могла иметь эта встреча в
случае, если бы Гарегин I выразил свое несогласие. Гадать не будем, тем
более что армянский Католикос был весьма далек от такой позиции.
Заявив, мол, "сие есть Ваша территория и Вы вольны поступать с ней, как
считаете нужным", он тем самым, как полагают многие тбилисские армяне,
дал добро на строительство "комплекса на костях".
Сказанное, впрочем, никак не означает, что грузинские власти любят
церемониться с армянами, если речь касается столь деликатных вопросов.
Сегодня аналогичная ситуация и в Джавахке. Есть в Ниноцминдском районе
армянское село Пога, известное своими традициями и консерватизмом.
Святая Нунэ (в грузинской транскрипции - Нино) именно в этих местах
проповедовала христианство (собственно, новое название бывшего
Богдановского района и переводится как Святая Нино), отчего и осталось
там много надгробий, каменных стел и прочих культовых сооружений. В
последние годы в Поге выстроена грузинская церковь - и опять же на
месте армянского кладбища.
Конечно, при таком положении дел просто глупо, да и неуместно говорить
о каких-то нравственных материях, ибо все это настолько очевидно, что
однозначно воспринимается всеми. Грузинское духовенство, разумеется,
прекрасно сознает аморальность строительства домов богослужения на
подобных территориях и подобными путями. Вопрос как раз в том и
состоит, что все это делается осознанно.
Арис КАЗИНЯН
"Голос Армении" 3 февраля 2004 г.
|