Понедельник, 26.06.2017, 00:54
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 457
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Премьера фильма о разрушении армянских памятников в Грузии прошла в Москве
По инициативе Союза армянской молодежи "Митк" в московском кинотеатре "Ролан" состоялась презентация документального фильма режиссёра-кинодокументалиста из Австрии Егише Геворкяна "Камни Предков". Двухсерийная картина рассказывает о разрушении армянских исторических памятников в современной Грузии и представляет современное плачевное состояние армянского культурного наследия в этой стране.

Режиссер, проживший в Грузии два года, создал фильм на основе документальных свидетельств о разрушении армянской культуры в этой стране. Главное внимание в картине уделено вопросу разрушения и захвата армянских церквей. Как рассказывается в фильме, за период независимости в республике грузинские православные приходы были открыты в 45 армянских, 6 католических и 5 русских храмах. Съемки проводились в Тбилиси, а также в ряде других районов Грузии: в Джавахке, где этническое армянское население составляет большинство, Сигнахи, в Горийском районе.

На экране мы видим перестроенные армянские церкви, в которых сбивались старинные фрески и кресты традиционной армянской формы, заменялись даже архитектурные детали (например, окна), являющиеся характерной особенностью армянской храмовой архитектуры, строились изначально не предполагавшиеся алтарные преграды. Причем такие "реконструкции" были произведены в древнейших храмах, возраст некоторых из них - шесть столетий. В фильме показаны сбитые окончания фамилий на могилах основателей храмов, свидетельствующие об их армянском происхождении (а значит и об армянской генеалогии самой церкви). Как утверждают авторы фильма, это делается для того, чтобы заменить окончания на грузинские.

Рассматривая тему фальсификации камней и - шире - фальсификации истории, авторы показывают уничтоженные армянские христианские кладбища, сваленные в груды сбитые фрески, сбитые кресты-хачкары, плиты с армянскими надписями из Писания, валяющиеся в пыли. Один из сюжетов посвящен городскому парку в Тбилиси, где парапеты лестниц выложены из армянских надгробий. Авторы также рассказывают, что новый кафедральный храм Грузинской Православной Церкви - собор Святой Троицы на холме Элиа - возведен на месте армянского кладбища, уничтоженного в годы советской власти.

Некоторые аспекты ассимиляции армян в Грузии остаются до сих пор неясными. Так, например, армянские историки в фильме говорят, что грузинские власти фальсифицировали архивные данные, чтобы убедить этнических армян, что их предки - грузины. С другой стороны, грузинская сторона утверждает, что никакой фальсификации не было, и что в XIX веке многие грузинские семьи действительно записывались как армяне, чтобы получить определенные льготы от царского правительства.

Жители одного из сел под Гори рассказывают на экране почти детективную историю о некоем армянском священнике, который в XIX веке якобы бесплатно крестил местных жителей в обмен на то, чтобы они брали себе армянские фамилии. Со своей стороны, представитель Эчмиадзинского патриархата заявил, что такой случай невозможен в принципе, поскольку Армянская Апостольская Церковь имеет сугубый национальный характер и не занимается миссией среди других народов.

Отдельный сюжет посвящен так называемой Кукинской церкви в Тбилиси - в прошлом русской, а ныне грузинской. Авторы утверждают, что замена луковичного, "русского" купола на конический "грузинский" привела к тому, что в облике здания появилась вопиющая дисгармония.

О проблемах католической Церкви в Грузии рассказывает в картине апостольский нунций в странах Закавказья архиепископ Клаудио Гуджеротти. Так, кроме вопроса о возвращении католикам ряда принадлежавших им в прошлом храмов, серьезнейшей проблемой остается невозможность - по нынешнему законодательству Грузии - зарегистрировать католическую общину как юридическое лицо, отмечает ватиканский дипломат. По его словам, с такими проблемами католики не сталкиваются ни в одной из стран кавказского региона.

Фильм прокомментировал выступивший на вечере кандидат исторических наук А.Скаков: "Нужно относиться с уважением к истории - как к своей, так и к чужой. И в данном случае вопрос ставится так: все культурные и религиозные памятники, находящиеся в Грузии, должны оберегаться и сохраняться в том виде, в котором были созданы".

Газета «Еркрамас», № 7 (137),
июль, 2006 г.
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (15.07.2006)
Просмотров: 350
Послать в