По инициативе Союза армянской молодежи "Митк" в московском кинотеатре
"Ролан" состоялась презентация документального фильма
режиссёра-кинодокументалиста из Австрии Егише Геворкяна "Камни Предков". Двухсерийная картина рассказывает о
разрушении армянских исторических памятников в современной Грузии и
представляет современное плачевное состояние армянского культурного
наследия в этой стране.
Режиссер, проживший в Грузии два года, создал фильм на основе
документальных свидетельств о разрушении армянской культуры в этой
стране. Главное внимание в картине уделено вопросу разрушения и захвата
армянских церквей. Как рассказывается в фильме, за
период независимости в республике грузинские православные приходы были
открыты в 45 армянских, 6 католических и 5 русских храмах. Съемки
проводились в Тбилиси, а также в ряде других районов Грузии: в
Джавахке, где этническое армянское население составляет большинство,
Сигнахи, в Горийском районе.
На экране мы видим перестроенные армянские церкви, в которых сбивались
старинные фрески и кресты традиционной армянской формы, заменялись даже
архитектурные детали (например, окна), являющиеся характерной
особенностью армянской храмовой архитектуры, строились изначально не
предполагавшиеся алтарные преграды. Причем такие "реконструкции" были
произведены в древнейших храмах, возраст некоторых из них - шесть
столетий. В фильме показаны сбитые окончания фамилий на могилах основателей храмов, свидетельствующие об их армянском происхождении
(а значит и об армянской генеалогии самой церкви). Как утверждают
авторы фильма, это делается для того, чтобы заменить окончания на
грузинские.
Рассматривая тему фальсификации камней и - шире - фальсификации
истории, авторы показывают уничтоженные армянские христианские
кладбища, сваленные в груды сбитые фрески, сбитые кресты-хачкары, плиты
с армянскими надписями из Писания, валяющиеся в пыли. Один из сюжетов
посвящен городскому парку в Тбилиси, где парапеты лестниц выложены из армянских надгробий. Авторы также рассказывают, что новый кафедральный храм Грузинской Православной Церкви - собор Святой Троицы на холме Элиа - возведен на месте армянского кладбища, уничтоженного в годы советской власти.
Некоторые аспекты ассимиляции армян в Грузии остаются до сих пор
неясными. Так, например, армянские историки в фильме говорят, что
грузинские власти фальсифицировали архивные данные, чтобы убедить
этнических армян, что их предки - грузины. С другой стороны, грузинская
сторона утверждает, что никакой фальсификации не было, и что в XIX веке
многие грузинские семьи действительно записывались как армяне, чтобы
получить определенные льготы от царского правительства.
Жители одного из сел под Гори рассказывают на экране почти детективную
историю о некоем армянском священнике, который в XIX веке якобы
бесплатно крестил местных жителей в обмен на то, чтобы они брали себе
армянские фамилии. Со своей стороны, представитель Эчмиадзинского
патриархата заявил, что такой случай невозможен в принципе, поскольку
Армянская Апостольская Церковь имеет сугубый национальный характер и не
занимается миссией среди других народов.
Отдельный сюжет посвящен так называемой Кукинской церкви в Тбилиси - в прошлом русской, а ныне грузинской.
Авторы утверждают, что замена луковичного, "русского" купола на
конический "грузинский" привела к тому, что в облике здания появилась
вопиющая дисгармония.
О проблемах католической Церкви в Грузии рассказывает в картине
апостольский нунций в странах Закавказья архиепископ Клаудио
Гуджеротти. Так, кроме вопроса о возвращении католикам ряда
принадлежавших им в прошлом храмов, серьезнейшей проблемой остается
невозможность - по нынешнему законодательству Грузии - зарегистрировать
католическую общину как юридическое лицо, отмечает ватиканский
дипломат. По его словам, с такими проблемами католики не сталкиваются
ни в одной из стран кавказского региона.
Фильм прокомментировал выступивший на вечере кандидат исторических наук А.Скаков: "Нужно
относиться с уважением к истории - как к своей, так и к чужой. И в
данном случае вопрос ставится так: все культурные и религиозные
памятники, находящиеся в Грузии, должны оберегаться и сохраняться в том
виде, в котором были созданы".
Газета «Еркрамас», № 7 (137), июль, 2006 г.
|