Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Новая резиденция Патриарха Всея Грузии строится на месте памятника армянской истории и культуры?
"У меня нет иллюзий относительно соответствующей политики нового президента Грузии Михаила Саакашвили, - заявил ИА REGNUM,
курирующий не только Самцхе-Джавахети (преимущественно армянонаселенный
регион Грузии - ред.), но Аджарию, духовный пастырь Ахалкалакской
церкви Св. Отец Бабкен. По его словам, лучшим тому индикатором служит
Ходжаванк.
На территории расположенного сразу за Авлабарской
площадью грузинской столицы Ходжаванкскского холма находится пантеон
виднейших деятелей армянской культуры, классиков национальной
литературы XIX века. Следует отметить, что сам Пантеон - явление
относительно новое. Ходжаванк - изначально одно из армянских кладбищ,
где наряду с классиками предавались земле и их рядовые современники.
Вот уже несколько лет здесь ведется строительство новой резиденции
Патриарха Всея Грузии Илии Второго.
"К настоящему времени, тонны
человеческих останков, в качестве самого обычного строительного мусора,
уже давно переправлены на городскую свалку, - сообщил корреспонденту ИА
REGNUM Св. Отец Бабкен. - Кости загружались в кузова, как руда в
самосвалы. Что же до могильных плит, то их - валяющихся, где попало,
можно видеть и сегодня". На той же Авлабарской площади, прямо напротив
Армянского театра нынче валяется надгробная плита: "Григорий Долуханов (1800-1881гг.)".
Согласно источнику агентства, который пожелал остаться неназванным, Католикос Всех армян Гарегин Второй в ходе визита в Тбилиси обсуждал вопрос строительства в Ходжаванке с Илией Вторым.
Согласно тому же источнику Католикос Гарегин Второй косвенно дал свое
согласие на строительство резиденции на территории Ходжаванка, отметив,
что "местность находится на территории Грузии и грузинская сторона
вольна распоряжаться ею как хочет".
В связи с этим REGNUM
обратился за комментариями в пресс-службу Первопрестольного Эчмиадзина
(резиденция армянского Католикоса) со следующими вопросами:
1)
Действительно ли Католикос Всех армян Гарегин Второй дал свое косвенное
согласие на осуществление строительных работ на территории Ходжаванка?
2)
Как ААЦ вообще относится к факту данного строительства, с учетом того,
что в Ходжаванке находится Пантеон виднейших деятелей армянской
культуры?
Директор Информационной службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян, в частности, ответил:
"Из
Первопрестольного Святого Эчмиадзина сообщаем Вам, что вышеприведенная
информация о том, что во время визита в Тбилиси Его Святейшество
Гарегин Второй Католикос Всех Армян косвенно дал согласие на
строительство резиденции на территории Ходжаванка, отметив, что
Ходжаванк находится на территории Грузии и грузинская сторона вольна
распоряжаться ею по своему усмотрению" не соответствует
действительности и вымышлена. На самом деле, во время встреч Его
Святейшества Гарегина Второго Католикоса Всех Армян и Его Святейшества
Илии Второго Католикоса Всея Грузии было выражено беспокойство по
поводу осуществления строительных работ на близлежащей территории к
Ходжаванку, и был поднят вопрос о сохранении целостности территории
Ходжаванка, где находится также Пантеон деятелей армянской культуры.
Интервью ответственного по ереванскому офису организации Research on Armenian architecture (Исследования армянской архитектуры) Самвела КарапетянаИА REGNUM
Г-н Карапетян, как Вы оцениваете политику грузинских властей в отношении армянских исторических памятников?
Cразу же после землетрясения 1988 года (Спитакское землетрясение -
ред.) грузины просчитали, что пробил их час. "Армяне поглощены своими
проблемами - с одной стороны землетрясение, с другой - Карабах", -
подумали они и начали уничтожение армянских исторических памятников -
кладбищ, церквей. Недавно пресс-секретарь посла Грузии в Армении
заявила, что все это происходило во время правления Звиада Гамсахурдия.
Тогда я ей ответил, что нельзя все валить на человека, которого нет в
живых и показал ей фотодокумент, сделанный на территории Ходжаванка как
раз во время церемонии освещения креста на месте построения будущей
резиденции Католикоса Всея Грузии Ильи II. Рядом с Патриархом на
фотографии изображен Эдуард Шеварднадзе. Очевидно, Илья II
ведет целенаправленную политику по уничтожению армянских исторических
памятников по всей территории Грузии. Это- факт. Везде, где
обнаруживается хоть одна армянская буква, она тут же стирается. В
центре Авлабара (армянонаселенный район Тбилиси - ред.) была церковь
"Шамхорецоц Кармир Аветаран" - ее взорвали. Грузинская пресса приписала
это 4-х бальному землетрясению, которое произошло за день до этого, и
только через день церковь разрушилась. Это - абсурд.
Достаточно
ли внимательно относится армянское правительство к охране армянских
исторических памятников в Армении и за ее пределами?
Я отвечу
коротко - нет, тысячу раз - нет. Армению узнают по культуре, без
культуры мы никто. Мы становимся гостями в нашей же стране, относимся к
нашим историческим памятникам, как это мог бы делать чужеземец. И что
же вы хотите, если мы не охраняем наши памятники в Армении, то кто
будет охранять их за пределами республики. В советские времена был
Комитет охраны памятников при Совете Министров. В независимой Армении
комитет стал агентством и несколько лет не финансировался. В этом году
агентство в первый раз получило из бюджета 50 млн драмов на программу
охраны и восстановления исторических памятников Армении. Этой суммы
даже не хватит на ремонт одной церкви.
Есть ли у Вас информация о том, как отнесся Католикос Гарегин II к строительству резиденции Ильи II на месте Ходживанка?
Такой информации у меня нет, но ясно одно. Наша церковь лишь
отображение нашего народа. Народ и власть - одно и тоже. Армянский
народ породил эту власть. Мы не знаем нашей страны, наши дети не знают
своей истории, а если не знаешь, то не можешь и любить, и болеть за
свою страну. Спроси любого школьника - он назовет все пятьдесят
американских штатов, но не сможет назвать и 10 армянских гор. Мы не
знаем нашей культуры и не можем представить ее мировой общественности.