Реставрация по-грузински - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Суббота, 10.12.2016, 03:14
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Реставрация по-грузински

    Недавно одно из информационных агентств передало, что на территории тбилисской армянской церкви Сурб Норашен (Святой Богородицы) были выкрадены армянские надгробия и заменены на грузинские. За комментариями мы обратились к руководителю Ереванского центра по изучению армянской архитектуры (РАА) Самвелу КАРАПЕТЯНУ, у которого собран, пожалуй, самый богатый материал по национальным историческим памятникам, расположенным за пределами Армении.
    — Это действительно так. Со двора церкви вывезены хачкары и могильные плиты, на снимках отчетливо видны обвязанные тросами плиты с грузинскими надписями, которые, судя по всему, в ближайшее время займут место армянских. Это очередная подтасовка данных, к которым так любят прибегать в Грузии, чтобы доказать свое право на никогда не принадлежавшие им церкви. Уничтожение армянских церквей, кладбищ, хачкаров, надгробий и, наконец, самых достоверных исторических первоисточников — эпиграфических надписей — обыденное для этой страны событие. Из стен более чем трех десятков “огрузиненных” армянских церквей и других сооружений, а также надгробий исчезли — соскоблены, стерты сотни драгоценных исторических реликвий.
    За церковь Сурб Норашен — одной из наиболее известных армянских культовых сооружений Тбилиси, спор, который уместнее назвать борьбой, ведется лет, наверное, двадцать. В 1989 году, когда церквам стали повсеместно возвращать их статус, тбилисские армяне обратились в исполком Кировского района, на территории которого расположен этот храм, с просьбой разрешить проводить в нем богослужение. (В советское время здесь было книгохранилище.) Им отказали, сказав, что решение должно быть принято Министерством культуры... Как показали дальнейшие события, решение было принято не в пользу истинных хозяев церкви, хотя во всех справочниках и путеводителях Сурб Норашен упоминается как армянская церковь. Она представляет тип купольной базилики с фасадами из декоративных арок. Над западным фасадом — ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками художников Овнатанянов. О том, что церковь эта изначально была армянской, свидетельствует и многочисленная эпиграфика: основана в 1507 году неким Садатом, который построил ее в память об отце, супруге и детях. В 1850 году была отреставрирована Ходжа Назаром, купол построил уста Петрос. Реставрационные работы в 1795 году были осуществлены по приказу князя Бебутова, а в 1875 году — с разрешения католикоса Нерсеса. Священнослужители Грузии не могут не знать об этом, тем не менее один из духовных деятелей во всеуслышание объявил, что церковь была построена грузинами и затем продана армянам?! Кстати, в последние годы этот аргумент используется все чаще. Удивительно, что никто не подумал о том, что подобные заявления позорны для нации, считающей себя христианской. Церковь — святыня, которая не продается, надо было придумать более правдоподобную и не столь унизительную для самих себя ложь.
    В 1995 году в ходе так называемых реставрационных работ грузины повредили и частично стерли уникальные фрески Овнатанянов, разрушили высокий алтарь, купель, характерные для армянской церкви, уничтожили хачкары с надписями 17 века, унесли могильные плиты меценатов Тамамшевых и Фридоновых, затем освятили церковь как православную, переименовав ее в “Хареба”. (В изданном нашей организацией сборнике “Государственная политика Грузии и памятники армянской культуры” буквально по дням приводится перечень этих вандалистских деяний.) Когда вслед за армянской протест выразили русская, еврейская и греческая общины Тбилиси, духовные власти не отреагировать уже не могли — реставрация была законсервирована до встречи армянских и грузинских специалистов. С тех пор минуло десять лет, однако встреча так и не состоялась. Вопрос судьбы некогда самой высокой церкви Грузии Шамхореци Кармир Аветаран тоже должен был быть решен несколько лет назад на встрече специалистов, но пока к встрече “готовились”, надобность “пообсуждать” отпала, церковь, как говорят свидетели, была взорвана, хотя в грузинской прессе появились сообщения, что она не выдержала произошедшего землетрясения и спустя день после него развалилась. Заброс во двор церкви Сурб Норашен грузинских могильных плит — еще один камень в постройку новой легенды о грузинском происхождении этой армянской церкви. Цинизм по определению своему беспределен... Меня больше удивляет позиция невмешательства, которую предпочитает занимать посол Армении в Грузии г-н Георгий Хосроев. По долгу службы он обязан был проявлять больше принципиальности при защите исторических памятников нашей культуры...
    Церковь Сурб Ншан, в которой по неизвестной причине случился пожар, сегодня являет собой развалины, превращенные прохожими в отхожее место. Доктор наук профессор Тина Ивелашвили в статье, опубликованной в одной из тбилисских газет, утверждала, что Сурб Ншан была построена не в 19 веке, как гласят надписи, а 300 лет назад, то бишь в 16 веке и до середины 19 века существовала как грузинская. Потом, мол, местные армяне прибрали ее к себе за долги(?!). Фантазии на новые версии, видно, не хватает, послушать их, так получается, что чуть ли не все грузинские церкви были... проданы армянам.
    Пару лет назад армяне Сурами обратились к местным властям с просьбой о реставрации церкви Сурб Григор Лусаворич. Им было отказано, сейчас эта церковь функционирует как грузинская православная. Как я уже говорил, прецедентов очень много, просто далеко не все они на слуху у общественности. Три года назад грузинские СМИ растиражировали “вопиющий факт”, разоблачающий пресловутых армян, которые решили отобрать у грузин ахалцихскую церковь Сурб Ншан. Зта церковь, воздвигнутая на средства Вардана Вардананца, не давала, видимо, им покоя в виду своего особого рельефного расположения. В январе 2002 года выполненная на грабаре надпись, высеченная на восточном фасаде церкви и гласившая, что храм этот построен Варданом Вардананцем, поменяла облик — рельефные углубления букв были заполнены черной краской, отчего она приобрела вид новой, сделанной буквально только что. Неизвестно, кто именно пустился на такого рода “реставрацию”, но шум был поднят отменный. “Армяне думают, — писала газета “Алиа”, — что сделанной на церкви надписью они присвоили себе церковь”. Кто затеял эту провокацию, так выяснено и не было... Из шестнадцати церквей Греми пятнадцать некогда были армянскими. Сохранившиеся на стенах их многочисленные надписи, а также хачкары продолжают в прямом смысле этого слова бесследно исчезать. Французский армянин, снимавший в прошлом году фильм об армянских исторических памятниках Кахети, поинтересовался у священника, почему одна из церквей реставрирована только до купола. Тот ответил, и эта фраза вошла в фильм: “мы пока не знаем, в каком — персидском, армянском или грузинском — стиле ее собираются реставрировать, но, наверное, сотрем армянские и персидские надписи, оставим только грузинские и сделаем купол в грузинском стиле”.
    Все это и многое другое дает основание говорить о “приватизации” грузинами армянских памятников архитектуры. Горько сознавать, но это, пожалуй, единственный пример в мировой практике, когда нация, сама обладающая большим архитектурным наследием, пытается присвоить себе архитектурные пласты других. Но было бы наивно полагать, что расправа над армянскими памятниками происходит без ведома государственных и духовных мужей Грузии. Как это ни прискорбно, но прошедшие десятилетия свидетельствуют, что это политика страны, которую целенаправленно ведут ее власти.
   
Записала Нона КАНАНОВА


"Новое время"
17 февраля, 2005 г.
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (17.02.2005)
Просмотров: 343
Послать в