Пятница, 19.04.2024, 01:07
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ ТБИЛИСИ: Святой Ншан – Святой Николай?
То, что не разрушил пожар, разрушается временем и «соседями» церкви

 

Вопрос армянских церквей в Грузии стал уже злободневным, между тем, грузинские власти вместо того, чтобы решить вопрос, предпочитают уклониться от этого хотя бы на данный момент. 6 армянских церквей, квалифицированных как «спорные», разрушаются на глазах. Того, что еще не сделало время, делают люди, подобные грузинскому священнику Тариэлу, которые заняты самовольным созданием явных (пусть и внешних) элементов грузинизации церквей. Хотя в отличие от церкви Сурб Норашен, вокруг которой тот же отец Тариэл воздвигал ограду с грузинской символикой, в других «спорных» церквях, никаких действий, казалось бы, не осуществляют, однако… как говорят, начало процессу попытались положить с помощью примера Сурб Норашен. Не нужно забывать, что этой участи могут удостоиться также и другие церкви. Представляем нынешнее положение этих «спорных» церквей и начнем с тбилисской церкви Сурб Ншан (Святого Ншана()начнем сных» церквей,ют вятойимо предоставитьнт Армении Серж Саркисян. дировать Демократический альянс "это оружие, спустя не).

 

На прозвучавший после грузинского приветствия вопрос на русском, где в окрестностях находится недействующая, разрушенная церковь, женщина, разбирающая фрукты в маленьком ларьке, быстро ответила: «Просто пройдите немного вперед, и вы увидите ее на левой стороне … Церковь Сурб Ншан хотя и развалившаяся, но большая, ее нельзя не заметить». И, прежде чем прозвучал следующий вопрос, женщина, которую, как выяснилось, звали Тамуна, сама спросила: «Вам, вероятно, именно эта церковь нужна, если вы, конечно, ищите армянскую церковь?». 

 

Удивительное спокойствие и уверенность, с какой Тамуна, торгующая по соседству с церковью, находящейся в самом центре Тбилиси, на старинной и узкой улице Серебряной, назвала церковь Сурб Ншан армянской, заставила нас задать ей еще несколько вопросов. Поменявшись, казалось бы, ролями, Тамуна спросила, армяне ли интересуются расположением церкви. Положительный ответ обрадовал ее: «Ну, значит, мы можем поговорить и по-армянски. Хотя я не армянка, но в этих дворах армяне и грузины росли вместе, так что я понимаю язык».

 

Так или иначе, долгой беседы не получилось, поскольку в ларьке появились покупатели. Тамуна вышла из магазина, рукой в точности указала на тот двор, где находится церковь. Тамуна, действительно, была права, говоря, что церковь Сурб Ншан нельзя не заметить, тем более, что она находится на перекрестке улиц Серебряная и Акопяна. Несмотря на то, что Сурб Ншан – крупная, просторная церковь, но, расположенная между полуразрушенными домами этих узких улиц и старыми дворами, она с первого взгляда производит грустное впечатление. 

 



Разрушены двор церкви, окрестности, которые в некотором плане уже сливаются с жилыми домами двора. Возле входа в церковь Сурб Ншан имеется вывеска, которая говорит лишь о названии церкви, и больше ни о чем. По всей вероятности, стены входа на грани обрушения, надгробия перед входом застланы деревянными опорами.

 

Обходя здание,  в памяти невольно всплывают кадры из фильмов, повествующих о различных городах Западной Армении, на которых видно, что церковные камни, хачкары и различные части армянских церквей послужили просто строительным материалом для местного населения. Люди, проживающие вокруг церкви Сурб Ншан, хотя и не дошли до этой степени варварства, но так застроились вокруг церкви, соорудили пристройки вокруг нее, что кажется, будто она совершенно не имеет никакой связи с Богом. 

 

И это в Грузии, где грузины с великим благоговением относятся к собственной церкви. Сложно как-то объяснить подобный подход, тем более, что грузинская церковь претендует представить церковь Сурб Ншан именно в качестве грузинской. Но как бы ни пыталась грузинская сторона представить церковь Сурб Ншан как церковь Святого Николая, имеются очевидные доказательства того, что церковь является образцом армянской архитектуры.

 

Дата основания церкви Сурб Ншан не известна, однако еще в 1763 году она была в числе семи основных церквей Тбилиси. К сожалению, как внутреннее, так и внешнее состояние церкви, которая в советские годы служила различным целям (в ней располагался то склад для макарон, то архив армяноязычных изданий национальной библиотеки), неутешительно.

 

Сгоревшие книги… и сгоревшая, аварийная, «раненая» церковь… Сгоревших книг, скопившихся внутри церкви Сурб Ншан, так много, что весь пол просторной церкви покрыт 50-сантиметровым слоем золы, наступая на которую уже чувствуешь себя виноватой… 

 

По всей вероятности, пожар в свое время поглотил не только книги… Внутри церкви все сожжено и превращено в золу, на стенах остались лишь следы от языков пламени, и почерневший купол нависает над случайным прохожим, который раз в год, наверное, забредает в эту церковь или давит своей чернотой на тех, кто по каким-то причинам приходит в церковь Сурб Ншан, чьи стены давно не слышали звуков службы…

 

Агавни Арутюнян

AZG Armenian Daily, N 137,
18.07.2008 
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (18.07.2008)
Просмотров: 702
Послать в