В
течение последних месяцев европейскими официальными и неофициальными
структурами были приняты резолюции и отчеты по Грузии, затрагиваемые в
них вопросы касаются также армян Джавахка.
25
января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию
№1603 (2008) «Об обязательствах и поручениях Грузии». В резолюции
Парламентская ассамблея СЕ выражает удовлетворение по поводу того, что
за прошедший период, начиная с января 2006 года, Грузия ратифицировала
Рамочную конвенцию о национальных меньшинствах и Европейскую рамочную
конвенцию о приграничном сотрудничестве между территориальными общинами
или властями. Однако ПАСЕ с сожалением констатирует, что в вопросе
подписания и ратификации Грузией Европейской хартии региональных языков
или языков меньшинств прогресса нет.
В
докладе, лежащем в основе резолюции, зафиксировано, что вышеупомянутую
хартию Грузия должна была ратифицировать до сентября 2005 года. В
январе 2007 года правительство Грузии пообещало подписать и
ратифицировать Хартию весной того же года, однако шагов в этом
направлении предпринято не было. Правительство Грузии объяснило, что
причина подобного упущения кроется в проходящих обсуждениях вокруг
национальной концепции о нацменьшинствах.
Содокладчики
Мониторинговой комиссии ПАСЕ также констатируют: «Убеждены, что
ратификация и дальнейшее согласование Европейской хартии региональных
языков или языков меньшинств никоим образом не угрожает территориальной
целостности Грузии, на чем иногда настаивают национальные лидеры.
Наоборот, если не решить эти вопросы должным образом и не защищать
права, включая языковые права национальных меньшинств, то это может
привести к возникновению напряженности между большинством и
нацменьшинствами, следовательно, угрожать стабильности в стране. В этой
связи, мы поручаем грузинскому парламенту ускорить процесс ратификации
Хартии. Мы также напоминаем властям Грузии, что, в отличие от многих из
25 стран Совета Европы, которые до сих пор не ратифицировали Хартию,
Грузия сама в добровольном порядке обязалась подписать и ратифицировать
ее, когда в 1999 году присоединилась к Совету Европы (отрывок текста
выделен авторами доклада).
В
своей резолюции Парламентская ассамблея Совета Европы требует от Грузии
«безотлагательно подписать и ратифицировать Европейскую хартию
региональных языков или языков меньшинств». В той же резолюции ПАСЕ
высказывает мнение о том, что «Грузия должна в спешном порядке улучшить
поведение в деле защиты прав человека, особенно, по линии условий
заключения, предупреждения пыток и защиты религиозных прав и прав на
имущество нацменьшинств».
Наряду
с другими проблемами, ПАСЕ затрагивает также вопрос турок-месхетинцев и
поручает Грузии «продолжить работу Комиссии по репатриации, обратиться
к международной помощи и создать условия для того, чтобы завершить
процесс репатриации в 2011 году».
В
2008 году, в связи с запланированными весной парламентскими выборами,
ПАСЕ поручает Грузии реформировать Конституцию республики, «сменив
нынешнюю мажоритарную составляющую избирательной системы на целиком
пропорциональную систему». Однако мнение ПАСЕ в этом вопросе не
гарантирует присутствия в парламенте депутатов, напрямую избранных
населением районов, где компактно проживают национальные меньшинства.
В
то же время, ПАСЕ поручает Грузии «сдержать обещание по созданию второй
парламентской палаты, где на государственном уровне будут представлены
ее автономные области, когда Южная Осетия и Абхазия политически и
административно вновь воссоединятся в составе Грузии».
Что
касается местного управления, ПАСЕ призывает Грузию «продолжить реформы
местного управления; применить законодательный пакет, включая
законодательство, содержащее законы о местном самоуправлении и другие
смежные законы; обеспечить надлежащую деятельность Государственной
комиссии децентрализации для достижения применения стратегии по
децентрализации; следовать рекомендациям Венецианской комиссии по линии
реформ местного самоуправления».
Помимо
Совета Европы, свою точку зрения по этим вопросам высказывает и
Европарламент в своей резолюции «Более эффективная политика Евросоюза в
отношении Южного Кавказа», принятой 17 января 2008 года.
В
Статье 15 Резолюции Европарламент «призывает грузинские власти уважать
права на имущество, свободу собраний, свободу слова, права меньшинств
(согласно Рамочной конвенции защиты национальных меньшинств) и свободу
СМИ».
Ранее,
еще до принятия этих решений со стороны ПАСЕ и Европарламента, в
декабре 2007 года, после годичных слушаний и обсуждений, неофициальная
Комиссия Кавказ-Каспий обнародовала свой доклад «Перспектива будущего
региона Кавказ-Каспий и его важности для Европы». В главе доклада -
«Управление и политическое развитие», Комиссия, возглавляемая министром
иностранных дел Словении Дмитрием Рупелем, констатирует: «В результате
незавершенности процесса выполнения нынешних распоряжений предпочтение
было отдано унитарной модели государственности, которая основательно
противопоставляется требованиям меньшинств, стремящихся к автономии или
самоуправлению». Комиссия в качестве рекомендации передала свой доклад
структурам Евросоюза и странам-членам ЕС, а также правительствам стран
Южного Кавказа.
Вышеупомянутые
мнения европейских официальных и неофициальных структур подсказывают
властям Грузии все те шаги, которые она обязана предпринять для того,
чтобы не только стать в действительности европейским государством, но
также для того, чтобы гарантировать стабильное развитие страны.
Остается надеяться и бороться за то, чтобы власти Грузии вняли призывам
европейцев.
Л. Тер-Давтян
газета «Акунк» 11.02.2008
|