Определенный рост недоверия в армяно-грузинских межэтнических
отношениях в настоящее время вызывает серьезную озабоченность в
армянских общественно-политических кругах. Достаточно поверхностного
взгляда, чтобы увидеть недружественное (а порой и неприкрыто
враждебное) отношение к этническим армянам – гражданам Грузии, что не
может оставить безразличными политическую элиту РА и активную часть
общественности.
Можно непрестанно говорить о многовековой дружбе двух христианских
народов – армян и грузин, особо ссылаясь на блестящие примеры
армяно-грузинского соратничества 11-12вв. К сожалению, сегодняшние
развития основаны на иной логике и обусловлены не только историческим
прошлым.
В грузиноязычной прессе часто встречаются антиармянские публикации.
Конечно, мы не уверены, что за этим стоят определенные заинтересованные
силы как в Грузии, так и вне нее. При рассмотрении через призму
геополитических интересов, улучшение армяно-грузинских отношений
выгодно только армянам и грузинам. Пожалуй, в регионе и вне ее пределов
мы не найдем какого-либо «важного» игрока, которому также было бы
выгодно улучшение армяно-грузинских отношений.
Таким образом, улучшение своих отношений остается проблемой лишь этих двух соседних стран.
Прежде всего, среди армян, у которых закреплен стереотип о многовековой
армяно-грузинской дружбе, вызывает недоумение, почему сегодняшняя
независимая Армения в доктрине национальной безопасности Грузии
рассматривается как «прагматический партнер», а Азербайджан – как
«стратегический союзник».
К сожалению, в плане внешней ориентации и выборе внешнеполитических
союзников Армения и Грузия оказались в разных политических,
экономических лагерях. Ко всему этому день ото дня прибавляются и
раскрываются определенные проблемы, имеющиеся в межэтническом взаимном
восприятии и межэтнических или межобщинных отношениях.
С одной стороны, грузинской национальной элитой грузинские армяне
воспринимаются как возможные соперники в борьбе за власть в Грузии,
особенно в столичном Тбилиси. Армянский элемент рассматривается как
важный внутриполитический фактор, имеющий притязания в отношении к
Тбилиси, т.к. грузины неоднократно слышали, как тифлисские армяне
говорили, что Тбилиси построили они и это армянский город. Это
обстоятельство определенным образом влияет на психологию и поведение
грузинской элиты и простого народа, вызывая определенное недоверие к
армянам.
Армянская сторона довольно часто акцентирует словосочетание «Армянский
Тифлис», что становится лишним поводом для ревности и беспокойства.
Даже предпочтение в выборе слов «Тифлис» или «Тбилиси» может стать
поводом для конфликта или проявить противоречия.
С другой стороны, в среде грузинских армян жива коллективная память о
своем социально-экономическом и политическом доминировании в Тбилиси
конца 19в. и начала 20в. Националистическая позиция нынешних грузинских
властей в вопросах, волнующих этнические меньшинства, еще более
активизирует эту коллективную память, что является прямым следствием
националистической политики.
Антиармянская риторика в грузинской прессе имеет исторические корни и
традиции. Многие грузиноязычные газеты неприкрытой антиармянской
направленности, публикуемые в Тифлисе в конце 19 и начале 20вв.,
действовали весьма примечательным образом: газеты «Цнобис фурцели»
(Листок известий), «Ахали дроеба» (Новые времена), «Сахалхо газети»
(Народная газета), «Иверия», «Кавказ» выказывали свою глубокую
неприязнь к армянам, обвиняя их в экономическом упадке грузин.
Сегодня эти традиции не только продолжаются, но и получают новый
импульс. В последний период грузинская националистическая пресса
(достойны упоминания особенно «Резонанси», «Асавал-Дасавали»,
«Цискари», «Хвалиндели дге», «Ахали Таоба», «Джорджиан таймс» и многие
другие газеты1) перманентно засеивают читательское поле антиармянскими семенами.
Примечательно, что в разрезе последних 100 лет эти акценты, отмеченные
в грузинской прессе, почти не изменились. Армян обвиняют почти во всех
бедах и невзгодах, имевших место во всей истории Грузии. Параллельно
проводится кампания по дискредитации образа армянина. Если раньше армян
представляли как «хищников», «купцов и рантье», «захватчиков»,
«хитрецов», то сегодняшняя публицистическая пресса «обогатилась»
ярлыками типа «агрессор», «хитрый и везучий» и даже «алкоголик».
Конечно, в прежних и новых «подходах» можно заметить и определенную
разницу. Так, если в прежние времена армяне являлись представителями
богатого и правящего класса или «Хозяевами Тифлиса», то сейчас армяне
представляются прессой нацией, состоящей из нижней прослойки общества –
парикмахеров, сапожников, водителей, мелких торговцев и т.п. Однако
ослабление социально-экономических позиций армян в современном Тифлисе
вовсе не мешает грузинским националистам продолжать гонения армян и
видеть в них соперников.
Приведем некоторые выдержки из грузинской прессы и посмотрим, в чем же «повинны» армяне?
Прежде всего отмечается, что давно назрела необходимость пересмотра
«фальшивого» тезиса об армяно-грузинской дружбе, что «пора разбить
стереотипы о братстве армян и грузин, что Айос и Картлос братья, а
Армения и Грузия – дружественные страны». Дело дошло до того, что
призывают рассматривать грузино-абхазскую войну как армяно-грузинскую.
Об этом четко написано в статье, которая так и озаглавлена: «Абхазская
война была армяно-грузинской» («Цискари», 5 апреля 2006г., №24, автор –
астрофизик Малхаз Гвелукашвили).
В другой статье грузинского читателя информируют, что мы, армяне,
называя их «грузинами», ассоциируем это с русскими словами «груз» и
«грузчик» («Асавал-Дасавали», 12 мая 2006г., автор – Арно
Хидирбегишвили). Необходимо отметить, что такое восприятие ново, во
всяком случае для нас, армян.
Антиармянская истерия, царящая в некоторых грузинских газетах, получила
подпитку в виде проблемы армянских церквей, которые армянская сторона
требует возвратить ей. Оставив в стороне этот дискурс (хотя армянская
сторона обосновывает это требование абсолютно научными аргументами –
высотой ризницы, выбором места, отведенного в церкви для проведения
обряда крещения и т.д.), отметим, что эти законные требования
грузинская антиармянская пресса обсуждает в контексте «земельных
притязаний армян». Например, отмечается, что армяне требуют Тбилиси и
всю Грузию, создали карту «Великой Армении», утверждают, что Шота
Руставели армянин, что грузинский алфавит создал Месроп Маштоц и т.д.
Осенью 2006г. в Авлабаре – армянонаселенном квартале Тбилиси, открылся
магазин, носящий название «Арарат». Во всем мире есть множество
магазинов, кафе, ресторанов, ларьков и точек торговли, сервиса с
историческими армянскими географическими названиями, но ни в одной
стране они не вызывают таких конвульсий, как в Грузии. Сразу же по
открытии этого магазина (единственного в Тбилиси, который имеет
вывеску, напоминающую об армянах или Армении) в грузиноязычной прессе
появляется антиармянская статья, в которой автор напоминает об
известном футбольном девизе-слогане советских времен («Жми, Арарат!») и
отмечает, что это является ярким проявлением захватнического характера
армян. А не очередное ли это территориальное притязание армян: почему
вывеска «Арарат» появилась именно в квартале Авлабар, и почему она
написана на русском (на самом деле вывеска написана не на русском, а на
трех языках – грузинском, армянском, английском) – задается
риторическими вопросами автор.
Газета «Иверия», публиковавшаяся в Тифлисе в 1897г., писала в одной из
статей, посвященных армянам: «В каком смысле Тифлис является армянским
городом: географическим местоположением, по территориальным канонам,
или какому-либо государственному или международному праву? Где армяне,
и где Тифлис? Откуда и до куда доходят их руки? Принадлежат ли им
купленные ими дома, это еще выяснится. Но Тифлис находится на
территории Грузии… Здесь армянин не посмеет пикнуть… Здесь армянам
ничего не принадлежит» («Иверия» об армянах в Тифлисе. Перевод с груз. редакцией «Кавказа», Кавказ, Тифлис, 1897, No 86).
Кажется, что слова того же автора звучат в наши дни: «Эти самозванцы
(то бишь армяне) доказывают, что половина Грузии армянская… Пусть
армяне не забывают, что их родина является большим тупиком. У них
враждебные отношения с Азербайджаном и Турцией, а экономически они
зависят от Грузии… Мы, грузины, не забыли, что в Абхазии головами наших
братьев, сестер, отцов и родственников в футбол играли и армянские
боевики» (Гайоз Мамаладзе, «Джорджиан таймс», №29, 25 июля, 2006г.).
К сожалению, антиармянская пропаганда ведется не только в грузинской
прессе, но и в церквах. Есть сведения, что служители Грузинской
православной церкви проповедуют среди своей паствы, что, якобы, армяне
не христиане, а «сатанинцы», и что первыми христианство приняли
грузины, а не армяне.
В завершение приведем слова доктора Дана Шапиры – академического
руководителя «Русского проекта» в университете Иерусалима:
«Грузины-христиане всегда чувствовали опасность со стороны армян.
Традиционно евреи не воспринимались как угроза или проблема.
Традиционное место евреев в Грузии заняли армяне».
1 Некоторые переводы из грузиноязычной прессы взяты с сайта http://www.armenia.ge/.
Тамара Варданян
Фонд "Нораванк"
29 Марта 2007