Армяне оскорбили Католикос-Патриарха Грузии Илью II, находящегося с
официальным визитом в Москве. На официальной встрече армянские
журналисты и приближенные к армянской церкви шуты были агрессивно
настроены по отношению к Илье II. По их мнению, Грузия является той
страной, которая отняла у армян десятки церквей.
Эти самозванцы из соседней страны доказывают, что почти половина
Грузии является армянской. Более того, их идеологические родственники
армяне каким-то образом смогли и выпустили в Германии диск, куда вошли
старинные грузинские песни, в том числе «Чакруло». На диске же написано
«Армянский фольклёр». Возникает вопрос: почему пытаются некоторые
ненормальные представители соседней страны убедить мир в армянском
происхождении тех церквей и песен, которые на самом деле являются
грузинскими, и то, что это так, а не иначе, доказано на научном уровне? К
сожалению, официальный Ереван похожие выскочки оставляет или без
внимания, или же сам лоббирует их. В обоих случаях, финал для них,
возможно, окажется судьбоносным. Мы – грузины, пока еще помним, что в
Абхазии головами наших братьев, отцов, родственников и друзей, играли в
футбол также и армянские боевики. Извините, но пускай не
забывают армяне, что их родина является одним большим «тупиком». Они
имеют вражеские отношения с Азербайджаном и Турцией, а экономически же
они зависят от Грузии. Пускай не забывают историю и всегда помнят, что
грузины всегда хотели иметь дружеские отношения с армянами. Однако
дружба должна являться двусторонней. Что касается
«армянственности» грузинских церквей, с целью лучшего выяснения этого и
других вопросов, «Джорджиан Таймс» беседовала с заведующим кафедрой
истории Грузии Духовной Академии, доктором исторических наук,
профессором Серго Вардосанидзе.
– Армянская Патриархия предъявляет претензии на множество
церковных построек в Грузии, но особенно требует возвращения нескольких
церквей… – Одна из них – «Норашен», около церкви «Джврис
Мама», вторая «Сурб Ншан», которая расположена в Авлабари и в ней живут
семьи, идут переговоры о выселении, одна есть также в Ахалцихе. – Они говорят, что это церкви исторически принадлежали им… –
Так говорить очень сложно. Например, так называемая «Норашенская
церковь» находится в каких-то 8-10 метрах. С архитектурной точки зрения
она могла быть армянской или грузинской. Главное то, что она построена
рядом с церковью «Джврис Мама», очень близко с грузинской церковью. В
VI-XVII в.в. Иран, который беспощадно боролся с Православной Церковью,
зато придавал привилегии Армянской Церкви, господствовал в Восточной
Грузии. На этом фоне армяне незаконно прихватили места расположения
множества грузинских церквей. Множество таких спорных церквей
возникли в основном на фундаментах грузинских церквей. Поэтому, Его
Святейшество Патриарх Грузии неоднократно заявлял, что нужно создать
двустороннюю компетентную комиссию, которая детально изучит каждый
спорный вопрос. Должны быть изучены все исторические документы и на
основании заключения комиссии встанет вопрос о том, какая церковь может
быть признана армянской, а какая грузинской. – Армянская церковь ведь имеет статус в Грузии? –
Пока еще в Советский период они имели статус. Наша церковь выражает
согласие о том, что поможет Армянской церкви, чтоб она имела такой
статус, который будет более высоким, в отличии от сект, как полагается
традиционной религии, но армяне требуют оформления приблизительно
такого же соглашения, которое было оформлено между Грузинским
государством и Грузинской церковью. Это очень спорно с юридической
точки зрения, поскольку центр Армянской церкви находится за пределами
Грузии. – Епархия исторических грузинских земель Дманис-Агарак-Ташира признана юридически в Армении? –
К Дманисской епархии добавилась, а точнее была востановлена старая
историческая справедливость, и эта епархия стала епархией
Дманис-Агарак-Ташира. Исторически Грузинская церковь имела
митрополитство Армении. Потом была грузинская епархия Ахталы.
Католикос-Патриарх Кирион имеет замечательное исследование по этому
вопросу и в его книге представлен фотоматериал, где видно, что Алтарь,
канкель – внутреннее убранство церкви, имеет святой православный
характер. Есть также грузинский монастырь Кобаиэри. В историческом Лорэ
много церквей грузинские. Ведь эту территорию большевики передали
армянам. Так что, спорные вопросы должны быть разрешены по доброй воле
двух Патриархов, сотрудничеством грузинских и армянских ученных, а не
шантажем или изменением истории. – Они столько веков
здесь, мы даем им жить, и они не должны этого ценить? Не являются ли
несправедливые претензии с их стороны немного неприличными? –
Хочу сказать Вам, что армянская епархия в Грузии всегда имела умных
предводителей. Многие предводителя армянской епархии в Грузии в
дальнейшем становились Католикосами Всех Армян, например Геворг IV,
Хорэн, Геворг VI и др. Они были уравновешенными людьми, которые
понимали цену Грузии и грузин и ценили нас. Таким же являлся
недавно скончавшийся Предводитель армянской епархии, архиепископ
Геворг. Нынешний епископ Вазген тоже очень хорошая и нормальная
личность, но он находится под очень большим давлением некоторых
представителей местной армянской диаспоры и некоторых кругов Армении. Зимой
прошлого года произошел инцидент против грузинских монахинь и молодых
людей. Епископ Вазген сделал мужественный шаг и от имени весго
армянского народа и Армянской Церкви принес извинения грузинству.
Наверное, из-за этого ему пришлось перенести множество неприятностей. Он
ереванский и удивительно то, что здешние армяне пытаются влиять на
него, они являются очень агрессивными, к сожалению, против той страны,
которая их вырастила, поделилась куском хлеба. Как говорил Илья
(имеется в виду Илья Чавчавадзе): «Лучше иметь льва по пути, чем врага
в доме», - так завершает Илья «Вопль камней». – Оскорбляли
ли грузинские деятели, режиссеры и т.д. армянских или других
священнослужителей, и как Вы считаете, почему оскорбили армяне
Патриарха Грузии, находящегося в Москве? – В XIX в. Армяне
имели Католикоса Всех Армян Мкртича I. Этому человеку грузины
специально посвятили книгу на грузинском языке, под авторством Гуладзе.
Книга начинается так: «Великий армянский церковный деятель, достойный
сын армянского народа»…, с таким же уважением относились грузины ко
всем и ничего похожего не было. Агрессивное отношение чуствовалось
со стороны армянских журналистов, когда Его Святейшество Илья II
находился с визитом в Армении. Этого журналисты не смогли бы себе
позволить, если бы не имели поддержки. Когда Католикосы Армении
приезжали сюда, ничего похожего не происходило. И сейчас запланирован
визит Гарегина II, нового Католикоса, но мы не позволим себе такого. Я
считаю, что армяне, наши древнейшие соседи должны учесть, что их
окружают два вражеских государства и они не должны портить отношения с
Грузией.
Гайоз Мамаладзе «Джорджиан Таймс» №29 (393) 20-27 июля 2006 г.
|