Современное положение Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Пятница, 09.12.2016, 05:52
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Современное положение Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии
Грузия является страной, в которой на протяжении веков в дружеской и толерантной среде совместно проживали представители различных религиозных и этнических групп. В общем, Грузия и в частности Тбилиси отличались довольно высоким уровнем взаимопонимания и терпимости. Одним из наиболее значительных примеров человеколюбия, наличествующего в столице Грузии - Тбилиси, является улица Леселидзе и прилегающая к ней часть старого города, где бок о бок расположены храмы представителей различных религий, таких как Армянская Апостольская Церковь, Грузинская Православная Церковь, Римско-Католичексая Церковь, Иудейская Синагога и Мусульманская Мечеть.
Церковь «Сурб Минас», г. Тбилиси

Церковь находится на улице Гелати, в районе Авлабари. Она была основана в 1790 г. Один из источников гласит: «на Авлабаре, возле Грузинской церкви, находится Армянская церковь имени Святого Минаса. Она построена на расходы Авлабарцев».

В 1870 г. возникла потребнось в воздвижении новой церкви на месте старой, которая была маленьких размеров. Старая церковь Сурб Минас была разрушена, и была построена новая церковь более крупных размеров. Торжественное освящение церкви произошло 2 января 1883 г.

Следует отметить, что ввиду развития исторических процессов, географического положения и иных факторов, армянское население всегда представляло одну из основных групп общества Грузии. Вместе с тем, ни для кого не является секретом то обстоятельство, что именно армянскому населению принадлежит честь созидателей и строителей, внесших однозначно позитивный вклад в развитие и становление Грузии и Тбилиси в частности. Вместе с армянским народом в Грузии на протяжении веков существует Армянская Апостольская Церковь, которая проповедовала и продолжает проповедовать своим прихожанам любовь к Родине и уважение к Грузии.
Шамхорецоц Сурб Аствацацин (Кармир Аветараноц), г. Тбилиси
Церковь находится в г. Тбилиси, в центре Авлабара. Согласно Игн. Иоселиани, первоначальное здание церкви было безкупольным, крыша была покрыта только лишь деревом, а сама церковь была основана в 1775 г. на деньги горожан.

В 1858 г. церковь была ограблена, и тогда унесли частицу святого Карапета. Уголовное дело по поимке воров без какого-либо результата было закрыто в 1873 г.

Некоторые восстановительные работы были осуществлены в церкви в 1881 г. В 1893 г. полиция заметила, что на стенах церкви возникли большие щели, и что она может быть опасной для прихожан. Для оценки ситуации вызвали специальную комиссию, которая установила, что щели не прогрессируют, и т.о. они не являются опасными. Комиссия исследовала щели 20 июля 1900 г.

В Советский период церковь использовалась в различных целях, напр., как мастерская Грузинских художников. В эти годы Армянская община много раз обращалась к городским властям, чтобы отреставрировать церковь на свои расходы, однако они не получали какого-либо ответа. И вот, 14 апреля 1989 г. церковь разрушилась. Государственные органы поспешили заверить, что причиной разрушение было землетрясение мощностью в 4 балла.
На сегодня от церкви осталась лишь восточная сторона и некоторые части от западной и северной сторон.

Согласно историческим данным, Армянская Апостольская Церковь представлена в Грузии отдельным церковным образованием с V века. Согласно дошедшему до нас одному из исторических источников, а именно трудов армянского историка Ухтанеса, уже в V веке в Цуртави заседал армянский епископ Мовсес, который находился под юрисдикцией Армянского Католикосата. Как известно, существование в той или иной стране епископа, представляющего недоминантную для этой страны церковь, свидетельствует о том, что в данной стране есть церковное образование, которое по сегодняшним критериям можно охарактеризовать как епархию, т.е. руководимой епископом церковно-административную территориальную единицу, входящую в состав не доминантной для этой страны церкви. Вместе с тем, следует отметить и то, что согласно данным историка Матеоса Урhаеци, во времена величайшего из царей Грузии - Давида Строителя, представительству армянской церкви в Грузии был предоставлен высокий для тех времен статус епархии с административным центром в г. Тбилиси, в котором уже с 631 г. существовала армянская кафедральная церковь Сурб Геворг.

Следует отметить, что согласно данным из исторических источников, на протяжении пятнадцативековой истории Армянская Церковь возвела на территории Грузии более 600 построек духовного предназначения, т.е. церквей, часовень, духовную семинарию и др. Следует также отметить, что на сегодняшний день часть указанных памятников уже не существует из-за влияния исторических, природных и иного рода факторов.

Вместе с тем, Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии выражает свою озабоченность по поводу проблемы определения юридического статуса епархии под юрисдикцией Грузии, которая является основополагающей проблемой, беспокоящей епархию. Мы неоднократно обращались в соответствующие государстенные органы Грузии и к Его Святейшеству и Блаженству Католикос-Патриарху Всея Грузии Илье II с просьбой о способствовании в получении соответствующего правового статуса. Несмотря на то, что еще в 2002 г. при подписании Конституционного Соглашения между Грузинским Государством и Православной Церковью Грузии было подписано соглашение между Епархией Армянской Апостольской Церкви в Грузии и Патриархией Грузинской Православной Церкви о способствовании Патриархии получению Епархией соответствующего юридического статуса, данная проблема все еще остается нерешенной. Также следует отметить, что решение множества беспокоящих епархию проблем, в том числе и вопрос возвращения исторических армянских церквей в лоно Армянской Апостольской Церкви, непосредственно связано с определением правового статуса Епархии, что неоднократно подчеркивалось со стороны Патриархии Грузинской Православной Церкви.
Церковь «Мугну Сурб Геворг», г. Тбилиси

Церковь находится на улице Ахоспирели. В этой церкви покоится частица Святого Геворга. Церковь была построена на пожертвования семей Манденовых, Бастамовых и Башинджягеловых.

В старом Тифлисе Мугнинская церковь Сурб Геворга была своеобразным центром Армянской культуры. С тех времен до нас дошли ценные рукописи и книги. Самая старая из них – Евангелие, вышедшее в свет в 1447 г.

В 1789 г. была построена колокольня церкви (возможно, что одна из колоколен).

В 1795 г. персы ограбили церковь, но, благодаря Тер Григору, который являлся Старшим Священником церкви, все-таки удалось спасти кое-что от церкви.

Во времена Советской власти до 1980 г. церковь действовала как музей народного искусства. После этого все экспонаты перенесли в другое здание, а церковь осталась в плачевном состоянии. Уже в 1980 г. на стенах возникли серьезные трещины, а в 1990 г. церковь стала аварийной. В 2001 г. церковь интенсивно разрушалась, вываливась кирпичи и т.д.

Во дворе церкви похоронены педагог-редактор Никогайос Хостовян, меценат Барсег Овсепян Ходжаянц, Ованес Давтян Худадянц, Егор Ованисян Пугинянц, а также священники Тер Шмаво, Тер Абраам, Тер Григор и другие.

Хотелось бы напомнить Правительству Грузии о том, что наши просьбы обусловлены нуждами граждан Грузии, являющихся прихожанами Армянской Апостольской Церкви. Конституция Грузии, также как и взятые Грузией международные обязательства, создают достаточную формальную базу для того, чтобы государственные органы страны проявили политическую волю и раз и навсегда решили бы столь актуальную проблему статуса Армянской Епархии. Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день в Грузии создается своеобразная дискриминационная обстановка на религиозной почве.

Однозначно отмечаем, что действующее сегодня законодательство не способно решить беспокоящие Армянскую Епархию в Грузии проблемы. Выход из сложившегося положения Епархия Армянской Церкви видит в оформлении соглашения с Правительством Грузии, согласно которому будет определен правовой статус епархии и иные связанные с ним вопросы.

Второй волнующей епархию Армянской Апостольской Церкви и ее прихожан проблемой является вопрос возвращения храмов, построенных и исторически входящих в состав Армянской епархии в Грузии, которые были национализированы Советским правительством и не были возвращены Армянской епархии после восстановления государственной независимости в стране, несмотря на декларирование избрания демократического пути развития Грузии. К сожалению, когда Армянская епархия в Грузии отметила, что в ее состав входило более 600 построек, предназначенных для духовных целей, это утверждение было неадекватно воспринято некоторыми представителями грузинской общественности, научных кругов и СМИ. К сожалению, в результате пострадало само грузинское общество, которое стало жертвой распространения тенденциозной и необъективной информации. Сожалеем, что позиция епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии была неправильно воспринята и преподнесена общественности Грузии. Армянская епархия в Грузии никогда не заявляла о своем требовании более чем 600 церквей на территории современной Грузии. Однако, к сожалению, существуют определенные силы, готовые ради достижения своих целей дать заведомо неадекватную оценку ситуации, прикрываясь при этом вуалью «патриотизма». Не следует забывать также и то, что грузинский народ на территории Грузии имел свыше 3 000 церквей, монастырей и часовень.
Церковь «Сурб Ншан», г. Тбилиси

Церковь находится неподалеку от площади Геракла, на перекрестке улиц Акопяна и Серебрянной.
В церкви издревле хранилась частица черепа Апостола Андрея.
В 1763 г. церковь числилась среди семи основных церквей Тбилиси.
Во времена Советской власти церковь использовалась в разных целях: как склад макаронов, архив национальной библиотеки, в котором хранились армяноязычные публикации.
Десятилетиями оставляемая без ремонта и какого-либа присмотра, церковь сегодня находится в разрушенном и сгоревшем состоянии.

Касательно «спорных» армянских церквей, речь идет о шести церквях, пять из которых находятся в Тбилиси и одна в г. Ахалцихе региона Самцхе-Джавахети, компактно населенного гражданами Грузии армянского происхождения. Это церкви «Норашен», «Сурб Ншан», «Шамхорецоц Сурб Аствацацин», «Мугно Сурб Геворг» и «Сурб Минас» в г. Тбилиси и «Сурб Ншан» в г. Ахалцихе. Вышеуказанные церкви по сей день находятся в закрытом состоянии... Сожалеем, что храмы, которые на протяжении долгих лет служили армянским верующим Грузии, сегодня вынуждены находится под замком. Безмерно жаль также и то, что Правительство страны не обращает должного внимания памятнику 1701 г. - церкви «Сурб Ншан», которая, кроме того, что является частью Армянской епархии в Грузии, представляет также и часть общегрузинского культурного наследия. В церкви в 2002 г. произошел пожар, и мусор, оставшийся после пожара, все еще засоряет церковь! Общеизвестно, что Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии в 2005 г. реализовывало определенные программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. К сожалению, эти программы никак не затронули культурные памятники армянского происхождения, расположенные на территории Грузии.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Часто заявляют, что якобы те или иные церкви, на которые Армянская епархия в Грузии заявляет собственную правоспособность, являются т.н. «спорными» церквями, а исторический владелец данных церквей должен быть определен в результате работы комиссии. Общеизвестным является тот факт, что каждое религиозное течение имеет присущие именно ему специфические характерные признаки. В данном случае, для внесения большей определенности в вопросе принадлежности церквей, хотелось бы остановиться на визуальных признаках, т.е. таких признаках, которые могут быть различимы невооруженным глазом.
«Норашенская церковь Святой Аствацацин», г. Тбилиси

Норашенская церковь Святой Аствацацин находится в старой части Тбилиси, по соседству с площадью Мейдан. Г Агаянц, основываясь на двух различных источниках, установил точную дату основания церкви – 1467 г. «В 1467 г. человек, которого звали Норашен Садаб, построил Армянскую церковь».

В 1672 г. посетивший Тбилиси Ж. Шарден вспоминает церковь под тем же наименованием, а именно – Норашенская церковь Святой Аствацацин, под которым она известна поныне.

Согласно Игн. Иоселиани, «в Западной части царского Караван-Сарая есть церковь, называющаяся Норашен, построенная во имя Богоматери, церковь купольного типа, построенна из хорошего кирпича».

После прихода Советской власти в 1925 г. было решено отстроить улицу «Армянский базар» и для этого был созван совет, который решил разрушить церковь Норашен. Однако из-за категорического протеста архитектора Северова церковь не была разрушена. Заседание проводились 2 июля 1925 г. До 1931 г. Норашенская церковь находилась под предводительством Епархиального Совета. После этого церковь была превращена в книжный архив. По данным 1962 г. такого рода книжная библиотека находилась в Москве, Киеве и Тбилиси, в церкви Норашен.

Итак, армянские церкви во всем мире имеют приподнятый Алтарь, что является неотъемлемой частью армянской церковной архитектуры. Соответственно, согласно армянским церковным правилам, высота Алтаря обязательно должна возвышаться над поясом человека. Что касается православных храмов, то всем известно, что Алтарь православного храма является довольно-таки низким по сравнению с вышеуказанной величиной. Итак, во всех указанных нами церквях высота Алтаря является соответсвующей армянской церковной архитектуре и никак не подходит для православной церкви.

Здесь же хотелось бы отметить о втором отличительном признаке. В армянских храмах купель располагается в нише стены с северной стороны. В каждой из указанных церквей купель расположена именно в нише северной части церкви, т.е. в полном соответствии с архитектурой армянского храма.

Считаем, что каждому мыслящему человеку достаточно указанных признаков, чтоб прийти к объективному умозаключению о принадлежности храма той или иной конфессии.

Вместе с тем, о принадлежности храма к той или иной конфессии свидетельствуют соответствующие надписи, стили фресок, могильных камней. Все это дает ясное представление о том, который храм - армянский, а который - нет.

Также в вопросе принадлежности исторических армянских храмов, находящихся в «неопределенном» статусе, выразил собственную позицию и Государственный Департамент Соединенных Штатов Америки в докладе (http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2005/51553.htm) «О положении в области свободы религии за 2005 г.», опубликованном 8 ноября 2005 г. В части, которая описывает ситуацию в Грузии, говорится:
”Большинство проблем, волнующих традиционные религиозные группы, исходят из имущественных вопросов. Римская Католическая и Армянская Апостольская церкви не смогли вернуть имущество и церкви, закрытые Советстким правительством, большая часть которых позже была передана Грузинской Православной церкви. Знаменитая армянская церковь «Норашен», также как и другие четыре сравнительно малые церкви в Тбилиси и одна в Ахалцихе, остаются закрытыми».

Цитата из доклада Государственного Департамента США в очередной раз подтверждает вышесказанное.

В связи с этим вопросом интересным является и доклад Народного Защитника (Омбудсмена) Грузии, представленный им Парламенту страны 23 декабря 2005 г. Народный Защитник Грузии отмечает:
«На данном этапе Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии наиболее радикально ставит вопрос о возвращении церкви Норашен в Тбилиси и церкви Сурб Ншан в Ахалцихе. Патриархия заявляет, что комиссия по изучению данных церквей может быть создана только после принятия закона о религиозных объединениях, а касательно закона о религиозных объединениях Парламент уже выразил свое негативное отношение. Позицию Патриархии касательно исторического хозяина церквей принимает во внимание Правительство, которое в одностороннем порядке не может решить, вернуть или нет церкви их историческим хозяевам. Таким образом, действия, обращения и заявление Католической и Армянской Апостольской Церквей, а также рекомендации Народного Защитника пока еще не принесли результата.

Особенно остро стоит вопрос церкви «Норашен». Храм до Советского периода принадлежал Армянской Апостольской Церкви. В советский период здесь размещалась библиотека Академии Наук. 15 февраля 1995 г. по решению Патриархии церковь была освящена как Церковь «Благовещения Божьей Богоматери», в котороь была проведена православная литургия, на что армянская сторона выразила свой протест. Патриархия была вынуждена оставить церковь, но она и не уступила ее Армянской Церкви. Сегодня церковь «Норашен» бездействует».
Церковь «Сурб Ншан», г. Ахалцихе

Церковь расположена в г. Ахалцихе на возвышенности в квартале Марда. В одной из рукописей 1619 г. существует справка о том, что в Ахалцихе есть церковь, которая известна под названием «Сурб Ншан».

Согласно строительным протоколам, постройка церкви на указанном месте началась в 1861 г. «На месте церкви Сурб Ншан, по просьбе архимандрита, являющегося предводителем того края, Григора вардапет Сагиняна, началось возведение новой церкви 5 марта 1862 г. План церкви был создан в 1861 г., освящение церкви произошло в 1863 г., а строительные работы завершились в 1868г. В 1887 г. во дворе церкви похоронили мецената, почетного гражданина Вардана Варданяна, который финансировал возведение нового храма. На стенах церквей остались надписи, повествующие о строительных работах.

Строительство церкви «Сурб Ншан» было очень значительным явлением в жизни армянского населения Ахалциха.

Таким образом, одной из значительнейших проблем Армянской епархии в Грузии является возвращение наших храмов, находящихся в закрытом состоянии. Своевременное решение проблем епархии является предпосылкой для результативной деятельности епархии на территории Грузии, что необходимо для обеспечения духовных нужд прихожан епархии и организации религиозной жизни.

Таким образом, принимая во внимание то, что решение вышепоставленных вопросов, в частности, придание армянской епархии соответствующего правового статуса, возвращение ей закрытых армянских церквей, являются исключительной компетенцией органов государственной власти Грузии, обращаемся к Правительству Грузии с просьбой скорейшего придания юридического статуса Армянской Епархии и возвращения ей шести церквей. Армянская Апостольская Святая Церковь поддерживала и продолжает поддерживать добрые отношения с Православной Церковью Грузии и грузинским народом.

Левон Исаханян
Помощник Главы епархии Армянской Апостольской Церкви по юридическим вопросам
Вице-президент Армянского Центра Сотрудничества Грузии (http://www.armenia.ge)
2006 03 18

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (18.03.2006)
Просмотров: 650
Послать в