Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Антиармянские настроения в Грузии: Армянская Епархия призывает прекратить акты вандализма
Как ранее сообщало ИА REGNUM
со ссылкой на Армянскую Епархию в Грузии, конфликт 17-летней давности,
связанный с одной из армянских церквей Тбилиси - "Норашен", перерос в
новую стадию. Несколько месяцев назад надгробные камни с грузинскими
надписями внезапно появились во дворе этой церкви. Камни обнаружили
разбросанными во дворе церкви и завернутыми в железные проволоки.
Вскоре, эти камни были аккуратно расположены непосредственно около стен
церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные
по другую сторону церкви подверглись актам вандализма - с них были
стерты армянские надписи.
Как накануне сообщили ИА REGNUM
в Епархии, после шума, наделанного появлением "фальшивых надгробных
камней с грузинскими надписями", которые до сих пор лежат у армянской
церкви "Норашен", грузинское высшее церковное руководство убедительно
заверило, что Патриархат настроен к положительному решению Норашенского
вопроса.
Однако, как сообщает источник, прошло несколько дней после этих обещаний, и иеромонах Абгар,
заместитель главы Армянской епархии в Грузии стал очевидцем работ,
проводящихся грузинскими священниками и рабочими перед Армянской
церковью "Норашен" (вырытые ямы, посаженные деревья и т.д.). "Несмотря
на договоренность, освоение армянской церкви Норашен продолжается
тайком, по всей вероятности, чтоб после поставить всех перед фактом.
Грузинский священник Тариел (тот самый который уничтожал
известные фрески Овнатанянов и хачкары) заявил: "земля наша, церковь
наша и мы делаем, что хотим и то, что приказывают, и вообще отстаньте
от нас, вы нам надоели... ".
Армянская епархия в Грузии на фоне
событий вокруг церкви "Норашен" выражает крайнюю озабоченность
"возрастающим анти-арменизмом в Грузии (где, согласно данным переписи
населения 2002 г. число армян составляет 5,6% всего населения), что
выражается антиармянской пропагандой в грузинских средствах массовой
информации".
Источник
приводит в качестве примера публикации в газете Georgian Times
(24.02.2005): "армяне делают все, чтобы Грузия не состоялась как
государство", "если бы у армян хватило материальных средств, они бы
отняли наш язык", "я не могу вспомнить случая, когда армянин делал
добро Грузии", "огрузинившийся армянин не станет грузином, он стремится
к власти - яркий пример этому, нынешний президент Грузии". Далее в
сообщении Армянской Епархии Грузии отмечается, что за последние 17 лет
почти полностью уничтожено древнее армянское кладбище "Веры". "Могилы
известных политиков, генералов, ученных, и поэтов, которые, будучи
армянами, сыграли большую роль для Грузии, уничтожаются", - информирует
Епархия.
Армянская епархия в Грузии призывает остановить акты
вандализм, не грешить перед усопшими и не препятствовать плодотворному
диалогу между Грузинским Патриархатом и Армянским Католической Церковью.
Справка Армянской Епархии Грузии:
Церковь
"Норашен" расположена в Тбилиси, на ул. Леселидзе. По левую сторону от
нее находится Греческая церковь, ныне трансформировавшаяся в
Грузинскую; справа от нее находится Грузинская церковь Сиони;
несколькими метрами ниже находятся Синагога и Мечеть. На протяжении
многих веков различные конфессии в мире и дружбе сосуществовали друг
рядом с другом. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В
1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол
которой был построен мастером Петросом. Со временем, в 1989 г., чуть
раньше восстановления государственной независимости Грузии, под
влиянием ультранационалистически настроенного Гамсахурдиа, грузины
интенсифицировали и расширили свою деятельность по отношению к церкви с
целью ее превращения в Грузинскую Православную церковь. Эти действия
достигли кульминации в 1994 г., когда местные армяне заволновались,
узнав, что все значительные книги были изъяты из архива.
События показывали, что "Норашен" ожидает участь, схожая с участью
другой Армянской церкви "Кармир Аветаран", некогда бывшей самой высокой
(40 метров) Армянской церковью Тбилиси и уничтоженной в 1989 г. 25
января 1995 г. армяне, проживающие неподалеку от церкви "Норашен",
отмечали, что некоторые "восстановительные" работы проводились внутри
церкви. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о
реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие Армянские
надписи, два Хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные
представителями школы Овнатанянов также были повреждены и уничтожены.
Несколькими днями после этих актов вандализма, группа армян в компании
с фотографом не была допущена в церковь; вместо этого они
соприкоснулись с фашистскими настроениями грузин и грузинского
духовенства. 15 февраля церковь была освящена как Грузинская
Православная церковь. Спустя месяц, архиепископы Гарегин и Григор
приехали в Тбилиси и встретились с грузинским патриархом - Ильей
Вторым, после чего было решено приостановить любые действия, до
наступления лучших времен. Церковь была закрыта.