Пятница, 29.03.2024, 00:40
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

В Тбилиси воюют с армянскими церквями

Не добившись успеха в абхазском и осетинском проекте, в Грузии решили побеспокоить армянские могилы

В Грузии снова происходят события, очень похожие на начальную стадию межнационального конфликта. На сей раз не на периферии, у границ Южной Осетии или пустынных берегов Ингура, а в полукилометре от здания Тбилисской мэрии.

Здесь с XV века находится Армянская церковь Благовещения Богоматери Норашен. Процесс ее огрузинивания начался в 1989 году. Тогда же аналогичные процессы начались на всей территории бывшей Грузинской ССР в составе Союза. Но, если в других местах процессы огрузинивания остановились по той простой причине, что эти территории фактически вышли из состава Грузии, то выйти из состава Грузии в центре Тбилиси намного сложнее. Поэтому баталии вокруг Церкви Норашен продолжаются уже почти двадцать лет.

Последний кризис вокруг церкви случился 16 ноября, когда священник расположенной поблизости грузинской церкви Тариэл Сикинчалашвили пригнал во двор армянской церкви бульдозер, с помощью которого перетащил могильные плиты с надгробий меценатов Тамашевых, покоящихся здесь более сотни лет.

Могилы, впрочем, заставили вернуть на место прихожане соседней армянской церкви, которые посчитали, что священник намерен уничтожить их. У них есть основания так думать. Отец Тариэл приложил свою руку к уничтожению алтаря церкви и уникальных икон XIX века. В целом же список повреждений и уничтожения элементов интерьера церкви таков: алтарь, настенные росписи, фрески, двери с армянской эпитафикой. В последнее время вокруг церкви был сооружен большой забор с характерными деталями, свойственными грузинской церкви. А в 2005 году церковь была освящена как «Грузинская Православная Церковь». Само здание церкви Норашен пребывает в запустении, службы не проводятся. Здание находится на балансе министерства культуры Грузии, и власти страны отказали верующим в праве проводить здесь литургию.

Отец Тариэл был вынужден поставить плиты на место только после вмешательства представителей армянской общины Тбилиси и депутата парламента Грузии армянского происхождения. При этом он объяснил свои действия беспокойством по поводу благоустройства церкви. В частности, по его словам, плиты были убраны для того, чтобы «почистить под ними»! До того, как во дворе церкви появился депутат грузинского парламента, отец Тариэл был занят перебранкой с представителями армянской общины, в ходе которой не раз озвучивал националистические лозунги и выражал сомнения в том, что церковь является армянской.

То, что происходило на территории храма 16 ноября, стало продолжением цепи событий, имеющих место в течение всего года. Когда в середине октября отец Тариэл решил возвести забор вокруг церкви с символикой, характерной для грузинской церкви, тбилисские армяне восприняли это как продолжение попытки захвата храма грузинской церковью. События стали причиной для того, чтобы Епархия Армянской Апостольской церкви в Грузии сделала по этому поводу специальное заявление. Епархия выразила «озабоченность и возмущение» действиями грузинского священника. Кроме того, было заявлено о том, что по факту в Грузии происходит дискриминация по религиозному признаку.

Дело в том, что существует известная договоренность между Армянской Апостольской Церковью и Грузинской Православной Церковью, которая предусматривает цивилизованное решение вопросов, связанных с принадлежностью храма Норашен и ещё четырех церквей в Тбилиси. Армянская епархия предупреждает, что подобный ход развития событий чреват очень опасными последствиями и возникновением очагов межнациональных противоречий.

В этом году последнее обострение обстановки вокруг церкви Норашен – уже третье по счёту. Ситуация вокруг постепенного освоения территории храма грузинской церковью стала предметом разговора между премьер-министрами Армении и Грузии Тиграна Саркисяна и Ладо Гургенидзе в Минске в рамках саммита глав правительств стран СНГ. Ладо Гургенидзе пообещал разобраться в ситуации и высказал отрицательное отношение к радикалам, имеющим далеко идущие планы по захвату армянских церквей в Грузии. Но Гургенидзе ушел в отставку, произошла война. И вопрос встал с новой силой. Проблемы усугубляются тем, что Армянская Церковь до сих пор является в Грузии неформальным объединением, не имеющим юридического статуса.

Грузинская пресса, использующая любой информационный повод, «не услышала» о продолжающемся беспределе вокруг армянского храма. Точнее, камеры посетили Норашен тогда, когда их созвал отец Тариэл для того, чтобы показать, как он рассаживает во дворе цветы, видимо, как символ заботы о храме.

Церковь Норашен – не единственная в Грузии, которую здесь считают грузинской и настойчиво возвращают к «родным корням». Примерно такое же положение во многих храмах региона Джавахети, исторически населенного этническими армянами. Ни одна армянская церковь там не функционирует. Притом, что когда-то в Грузии было 26 действующих армянских храмов.

История ничему не учит грузинское общество. Насильственное приобщение к грузинскому культурному миру окрестных социумов имеет уже вековую историю. В советское время хитом было закрытие абхазских или армянских школ, изменение фамилий, новая национальность с получением первых паспортов. Прошло время, и грузины предъявили претензии на все, имеющиеся в Грузии и вдоль её границ памятники материальной и нематериальной культуры. Итог плачевен, пояснять, в чем он состоит не стоит, все предельно ясно. Пожалуй, кроме армян и азербайджанцев у Грузии не осталось никого, кого бы можно было насильно приобщать и ассимилировать. Немного отойдя от тяжелых переживаний потери Южной Осетии, грузинская интеграционная машина обратила внимание на армян. Сейчас методично закладывается последняя мина под состав грузинской государственности. Закладывается отцом Тариэлом. Когда эта мина рванёт, виновной опять назначат Россию.

Антон Кривенюк

Сегодня.Ру
18/11/2008
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (18.11.2008)
Просмотров: 686
Послать в