Самвел Карапетян: В Грузии происходит планомерное присвоение армянских церквей - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Пятница, 09.12.2016, 05:51
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Самвел Карапетян: В Грузии происходит планомерное присвоение армянских церквей


Самвел Карапетян

В Грузии происходит планомерное огрузинивание и присвоение исконно армянских церквей под видом их восстановления, заявил историк, специалист по армянской архитектуре Самвел Карапетян. Он отметил, что по данным Общественной организации, занимающейся исследованием армянской архитектуры, по положению на 1995 год на территории Грузии находилось 650 армянских церквей, часть их которых сегодня либо разрушена, либо присвоена.

 

«Происходящее в Грузии присвоение армянских церквей в долгосрочной перспективе нацелено на решение территориальных вопросов, если таковые возникнут когда-либо на этих территориях», - сказал Карапетян 26 ноября в Международном пресс-центре «Новости». По его словам, подобные явления можно наблюдать на территории исторической армянской провинции Гугарк, где сейчас располагаются современные грузинские районы, в том числе Самцхе-Джавахк, Болнис, Дманис. Он отметил, что уничтожение армянских хачкаров (крест-камней), разрушение церковных алтарей происходило в 74-х селах Центральной Грузии.

 

Самвел Карапетян заявил, что общественная организация начала проводить исследования армянских церквей Грузии в конце 80-ых годов, активизация которых в 1989-93 гг. была обусловлена периодически возникающей информацией о посягательствах на различные армянские памятники истории и культуры. Историк представил журналистам многочисленные документальные подтверждения процесса огрузинивания армянских церквей.

 

В частности, по его словам, в церкви Пресвятой Богородицы Вифлеема в Тбилиси под предлогом восстановительных работ был полностью разрушен и сравнен с землей церковный алтарь, в то время как особенностью армянских церквей, отличающей их от грузинских и греческих, является то, что алтарь находится на небольшом возвышении. «Кроме того, в этой церкви была уничтожена также купель в крестильне, высеченной в стене церкви, поскольку в грузинских церквях обряд крещения производился при помощи переносных купелей», - пояснил он.

 

Кроме того, по свидетельству Карапетяна, в Грузии велось планомерное уничтожение всех высеченных на стенах армянских церквей надписей на армянском языке, а также фресок. «В частности, внутренние стены церкви Норашен в Тбилиси были расписаны фресками XVIII века, авторами которых являются представители известной школы армянских живописцев Овнатанян, а в результате начавшейся в 1995 году реконструкции церкви армянские фрески исчезли, а стены и внутренняя сторона купола оказались покрытыми современной грузинской церковной росписью», - пояснил он.

 

Историк сказал также, что в соответствии с грузинскими обрядами, захоронение останков умерших разрешалось осуществлять внутри церквей и храмов, а по армянским церковным законам церковь, в которой произведено захоронение, превращается в часовню, что запрещает проведение в ней различных церковных обрядов и церемоний, в том числе, крестин и венчаний. «Именно поэтому уничтожение армянских надгробий, располагающихся под стенами церквей с внешней стороны, преследует цель их огрузинивания», - подчеркнул Карапетян.

 

Отметим, что Армянский офис общественной организации, занимающейся исследованием армянской архитектуры, основан в 1998 году, действуют также офисы в Германии (с 1982-го года) и в США (с 1996-го года). Основной целью общественной организации является исследование армянских памятников за пределами современной Республики Армения, сохранившихся на территории исторической Армении и в диаспоре.


bagin.info

26.11.2008

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (28.11.2008)
Просмотров: 355
Послать в