Пятница, 15.11.2024, 04:44
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 483

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Между Армянской и Грузинской Церквами достигнуто соглашение по церкви Норашен
Достигнуто временное соглашение по расположенной в центре Тбилиси церкви Святой Норашен, принадлежность которой является предметом переговоров между Грузинской и Армянской Церквами. Тема Святого Норашена стала особенно актуальной в последние дни, после произошедшего там инцидента, когда во время работ, проводимых под руководством священника Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) отца Тариэла Сикичелашвили, были повреждены надгробия мецената и общественного деятеля Михаила Тамамшева и его супруги Лидии.

Как заявили газете «Резонанс» в Патриархии Грузии, такая оценка является преувеличением и «не произошло такой ошибки, которую нельзя было бы исправить».

По поводу случившегося вчера в Ереване, перед зданием посольства Грузии, состоялся митинг протеста, в котором участвовали интернет-пользователи и блоггеры. Участники митинга, державшие в руках плакаты с изображением церкви Святой Норашен, провели ритуал «похорон» «молодой грузинской демократии».

Как заявила «Резонансу» руководитель Центра межрелигиозных взаимосвязей Патриархии Грузии Лела Джеджелава, вопрос повреждения надгробий «двух серьёзных общественных фигур, известных многочисленными пожертвованиями ААЦ, интерпретирован неверно». По словам Джеджелава, отец Тариэл предпринял попытку вернуть надгробия в исходное положение, поскольку они действительно углубились в землю. Камни не выворочены и находятся в исходном месте. Главная проблема в том, что всё это должно согласовываться с армянской епархией в Грузии и общественностью, но произошёл достойный сожаления прецедент.

Как сообщила Лела Джеджелава, в связи с возникшей проблемой состоялась встреча представителей двух Церквей в Патриархии Грузии. С армянской стороны на встрече присутствовали епископ епархии ААЦ в Грузии Вазген Мирзаханян, викарий ААЦ в Джавахети отец Бабкен и представитель армянского землячества Ван Байбурт.

С грузинской стороны в беседе участвовали митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим Шарашенидзе, митрополит Ахацихский и Тао-Кларджетский Теодор Чуадзе, отец Тариэл Сакинчелашвили и сама Лела Джеджелава.

На встрече было достигнуто соглашение по созданию совместной комиссии, в которую войдут как духовные лица, так и представители научных кругов, которые должны прояснить вопрос принадлежности святого Норашена. «У каждой из сторон есть свои аргументы, грузинская сторона заявляет, что на месте Святого Норашена ранее была возведена грузинская церковь, арменизация которой произошла позднее. Но от данных последнего периода, подтверждающих нахождение в собственности ААЦ этой церкви, никуда не деться. Поэтому необходимо создание совместной комиссии, которая определит принадлежность Святого Норашена», - заявила Лела Джеджелава.

По её словам, ГПЦ придерживается ясно выраженной позиции, выражающейся в том, что все находящиеся на её территории памятники культуры, невзирая на этническое происхождение их создателей, являются культурным наследием и собственностью Грузии, впоследствии же возможен поиск форм, определяющих, в чьём пользовании может находиться тот или иной памятник культуры. Именно здесь – корень проблемы, поскольку в случае признания Святого Норашена церковью армянского происхождения, потребуется задействовать определённые юридические механизмы для объявления её собственностью армянской стороны.

«Это должно быть право на имущество, или документы, согласно которым они действительно вели строительство этой церкви, или документ о приобретении, иными словами, необходимо обоснование для передачи церкви в собственность. У ГПЦ есть одно конкретное требование – строго  должен быть определён юридический механизм, на основании которого может состояться передача памятника культурного наследия Грузии. В данном случае ГПЦ не рассматривает в качестве аргумента проявление доброй воли. Также обстоят дела и в других нормальных государствах. Есть научная аргументация о «грузинскости» находящихся на территории Армении ряда памятников культуры. Но я убеждена, что армянская сторона ни в коем случае не передаст их в качестве проявления жеста доброй воли, и это будет абсолютно верной позицией с их стороны», - считает Лела Джеджелава.

Говоря о соглашении, достигнутом на встрече представителей грузинского и армянского духовенства, Лела Джеджелава отметила, что было принято решение о прекращении проводимых отцом Тариэлом работ во дворе церкви Святой Норашен. Патриархия Грузии и епархия ААЦ в Грузии обратились с совместным письмом в Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии, где выражается просьба обратить внимание на Святой Норашен как на памятник культуры, изучить состояние памятника и взять на себя проведение всех связанных со Святым Норашеном работ.

Согласно достигнутой договорённости, до тех пор, пока созданная комиссия не определит окончательно принадлежность Святого Норашена, на эту тему объявляется мораторий как в Армении, так и в Грузии.

«Это предложение оказалось приемлемым для армянской стороны. И на этом фоне нас удивили вчерашние события в Ереване. Возможно, информация в армянское посольство пришла слишком поздно», - заявила Лела Джеджелава.

Владимир Саришвили

Благовест-инфо
28 ноября, 2008

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (30.11.2008)
Просмотров: 628
Послать в