В Грузинской Патриархии заявляют, что вопрос принадлежности храма Норашен станет предметом переговоров с Армянской Церковью - Вопрос Норашена <!--%IFTH1%0%-->- Публицистика и ист. документы<!--%IFEN1%0%--> - Библиотека - Наш любимый Тбилиси
Суббота, 10.12.2016, 12:46
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 450
Чат

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

В Грузинской Патриархии заявляют, что вопрос принадлежности храма Норашен станет предметом переговоров с Армянской Церковью

По информации грузинской стороны, достигнуто временное соглашение по расположенной в центре Тбилиси церкви Святой Норашен, принадлежность которой является предметом переговоров между Грузинской и Армянской Церквами.

Тема Святого Норашена стала особенно актуальной в последние дни, когда во время работ, проводимых под руководством священника Грузинской Православной Церкви Тариэла Сикинчелашвили, были повреждены надгробия мецената и общественного деятеля Михаила Тамамшева и его супруги Лидии. В Эчмиадзине случившееся было охарактеризовано как преднамеренный акт вандализма, цель которого — «очередная попытка стереть с церкви все армянские черты».

Вчера перед зданием посольства Грузии в Ереване состоялся митинг протеста, в котором участвовали интернет-пользователи и блоггеры. Участники митинга, державшие в руках плакаты с изображением церкви Святой Норашен, провели ритуал «похорон» «молодой грузинской демократии».

Однако в Патриархии Грузии полагают, что такая оценка является преувеличением и «не произошло такой ошибки, которую нельзя было бы исправить». Как заявила газете «Резонанс» руководитель Центра межрелигиозных взаимосвязей Патриархии Грузии Лела Джеджелава, вопрос повреждения надгробий «двух серьезных общественных фигур, известных многочисленными пожертвованиями ААЦ, интерпретирован неверно». По словам Джеджелава, отец Тариэл предпринял попытку вернуть надгробия в исходное положение, поскольку они действительно углубились в землю. Камни не выворочены и находятся в исходном месте. Главная проблема в том, что все это должно согласовываться с Армянской епархией в Грузии и общественностью, но произошел достойный сожаления прецедент.

Как сообщила Лела Джеджелава, в связи с возникшей проблемой состоялась встреча представителей двух Церквей в Патриархии Грузии. С армянской стороны на встрече присутствовали епископ епархии ААЦ в Грузии Вазген Мирзаханян, викарий ААЦ в Джавахети отец Бабкен и представитель армянского землячества Ван Байбурт.

С грузинской стороны в беседе участвовали митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе), митрополит Ахацихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе), отец Тариэл Сакинчелашвили и сама Лела Джеджелава.

На встрече было достигнуто соглашение по созданию совместной комиссии, в которую войдут как духовные лица, так и представители научных кругов, которые должны прояснить вопрос принадлежности святого Норашена. «У каждой из сторон есть свои аргументы. Грузинская сторона заявляет, что на месте Святого Норашена ранее была возведена грузинская церковь, арменизация которой произошла позднее. Но от данных последнего периода, подтверждающих нахождение в собственности ААЦ этой церкви, никуда не деться. Поэтому необходимо создание совместной комиссии, которая определит принадлежность Святого Норашена», — заявила Лела Джеджелава.

По ее словам, Грузинская Церковь придерживается ясно выраженной позиции, выражающейся в том, что все находящиеся на ее территории памятники культуры, невзирая на этническое происхождение их создателей, являются культурным наследием и собственностью Грузии, впоследствии же возможен поиск форм, определяющих, в чьем пользовании может находиться тот или иной памятник культуры. Именно здесь — корень проблемы, поскольку в случае признания Святого Норашена церковью армянского происхождения, потребуется задействовать определенные юридические механизмы для объявления ее собственностью армянской стороны.

«Это должно быть право на имущество, или документы, согласно которым они действительно вели строительство этой церкви, или документ о приобретении. Иными словами, необходимо обоснование для передачи церкви в собственность. У ГПЦ есть одно конкретное требование — строго должен быть определен юридический механизм, на основании которого может состояться передача памятника культурного наследия Грузии. В данном случае ГПЦ не рассматривает в качестве аргумента проявление доброй воли. Также обстоят дела и в других нормальных государствах. Есть научная аргументация о "грузинскости" находящихся на территории Армении ряда памятников культуры. Но я убеждена, что армянская сторона ни в коем случае не передаст их в качестве проявления жеста доброй воли, и это будет абсолютно верной позицией с их стороны», — считает Лела Джеджелава.

Говоря о соглашении, достигнутом на встрече представителей грузинского и армянского духовенства, Лела Джеджелава отметила, что было принято решение о прекращении проводимых отцом Тариэлом работ во дворе церкви Святой Норашен. Патриархия Грузии и епархия ААЦ в Грузии обратились с совместным письмом в Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии, где выражается просьба обратить внимание на Святой Норашен как на памятник культуры, изучить состояние памятника и взять на себя проведение всех связанных со Святым Норашеном работ.

Согласно достигнутой договоренности, до тех пор, пока созданная комиссия не определит окончательно принадлежность Святого Норашена, на эту тему объявляется мораторий как в Армении, так и в Грузии.

«Это предложение оказалось приемлемым для армянской стороны. И на этом фоне нас удивили вчерашние события в Ереване. Возможно, информация в армянское посольство пришла слишком поздно», — заявила Лела Джеджелава.

Ранее глава информационного центра Канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина священник Ваграм Меликян, комментируя предложение грузинской стороны о создании комиссии по выявлению исторических основ принадлежности храма, заявлял о неприемлемости подобных дискуссий, так как в архивах Армянской Церкви «уже имеются все исторические документы и обсуждать имеющиеся документы не имеет смысла».

По информации Армянской Церкви, в XIX веке в Тифлисе было 29 армянских храмов, из которых ныне действуют только два. Спорными остаются 6 церквей, в том числе церковь Святой Богородицы «Норашен», закрытая в 30-х годах прошлого века и до сих пор не переданная верующим.

Патриархия.ru
28 ноября 2008 г.

Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (30.11.2008)
Просмотров: 239
Послать в