Со дня провозглашения
независимости Грузии, власти страны обещают армянской общине принять
закон о религиях, но закон так и не принят.
Власти
Грузии во всей видимости, решили пойти по азербайджанским стопам и
начали присваивать армянские архитектурно-культурные памятники. Ничего
нового в этом нет: народ, не в состоянии создавать что-либо свое,
начинает присваивать чужое, почему-то полагая, что нация, которой
принадлежит тот или иной памятник, не будет возражать. А если и будет –
то на общественном уровне. Печален и поучителен пример армянской церкви
«Норашен» в Тбилиси – яркое тому подтверждение. Церковь Благовещения Богородицы «Норашен» –
одно из наиболее примечательных армянских культурных сооружений в
Тбилиси, представляющая собой тип купольной базилики, фасады которой
выделяются декоративной аркадой. Над западным фасадом на крыше
поставлена небольшая ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви
украшен фресками работы известного армянского художника Овнатана
Овнатаняна. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В
связи со строительством улицы «Армянский базар» (ныне Леселидзе), в
1924-1925 г.г. была создана специальная группа, которая проголосовала
за разрушение «Норашена». К счастью, решение не утвердилось, и церковь
избежала разрушения. В 1937 г. церковь «Норашен», как и многие другие
церкви на территории СССР, была закрыта. В последующие годы здание
использовалось в качестве архива.
Попытки «огрузинить» церковь «Норашен» начались еще в 1989 году. А
1994-1995 гг., священник ГПЦ Тариел Сикинчелашвили разрушил алтарь
церкви. 8 февраля 1995 года настенные надписи мастера Петроса,
повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены.
Другие армянские надписи – два хачкара и две великолепные фрески XIX
века, сотворенные представителями школы Овнатанянов – также были
повреждены и уничтожены. Были заменены двери с армянской эпиграфикой.
Со стороны Св.Эчмиадзина никакой реакции не последовало. Более того,
когда в 2001 году грузинский патриарх Илия II прибыл в Ереван,
Католикос Всех армян даже не затронул вопрос об армянских церквях в
Грузии.
То же самое происходит и сейчас. Никакого заседания Синода Армянской
Апостольской церкви (ААЦ) в Первопрестольном Эчмиадзине по поводу
армянской церкви «Норашен» в Тбилиси не собирается. «ААЦ предприняла
все шаги, направленные на сохранение армянского храма в Тбилиси под
юрисдикцией Грузинской епархии ААЦ. Мы сделали все возможное, теперь
дело за государством», - сообщил информированный источник. Ни на какие
запросы Первопрестольный Эчмиадзин не отвечает, словно армянская
церковь в Тбилиси действительно принадлежит ГПЦ. В сущности, если дело
пойдет так и дальше, то «Норашен» действительно станет грузинским
храмом. Вряд ли грузинский священник осмелился бы на подобное
святотатство, не будь у него позволения свыше и убежденности в том, что
армянская церковь особо протестовать не будет.
По мнению политолога Гранта Мелик-Шахназаряна, посягательство
грузинского руководства на очередную армянскую церковь «Норашен» еще
раз доказывает враждебность официального Тбилиси в отношении не только
армянского государства, но и армянского народа, ее этнокультурных и
религиозных памятников в целом. «Эти грубые шаги в отношении армянских
церквей Тбилиси продолжаются уже много лет на фоне полного бездействия
Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и по сути наплевательского
отношения самого армянского католикосата на религиозные проблемы армян
Тбилиси и Самцхе-Джавахети. Потеря армянской церкви «Норашен»
однозначно приведет к потере армянской общины Тбилиси. А вслед за
армянами столицы начнется окончательная деградация и деэтнизация
Самцхе-Джавахети. Мы надеемся, что Гарегин II проявит себя как истинный
Католикос всех армян и не оставит армян-тбилисцев обманутыми и
брошенными в этой тяжелой борьбе. Тем более что вина очередной потери
армянской церкви Св. Норашена падет именно на Католикоса Всех армян», -
считает Мелик-Шахназарян.
В свою очередь, председатель Армянского центра сотрудничества Грузии
(АЦСГ) Карен Элчян сообщил, что строительные работы во дворе армянской
церкви «Норашен» в Тбилиси были остановлены 18 мая, после вмешательства
армянской общины Грузии. «Однако вопрос пока «висит в воздухе». Со дня
провозглашения независимости Грузии, власти страны обещают армянской
общине принять закон о религиях, но закон так и не принят. Религиозные
организации, за исключением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), могут
быть зарегистрированы только как неправительственные или общественные.
Таким образом, в Грузии фактически существует одна церковь – ГПЦ.
Данное положение еще не получило юридического оформления, но я думаю,
что это произойдет в ближайшем будущем», - подчеркнул Элчян. Он также
отметил, что если власти Грузии и Армянская Апостольская церковь не
предпримут мер для прекращения «огрузинивания» армянских церквей, то
АЦГС будет вынуждена сделать шаги, продиктованные ситуацией. Правда, в
чем будет это конкретно выражаться, Карен Элчян не сказал. «В Тбилиси
всего 6 армянских церквей, две из них действующие - церковь св. Геворга
и св. Богородицы – находятся в Авлабаре. Если мы сможем отстоять
«Норашен», то у нас будет действующие три церкви», - сказал он,
добавив, что армянские церкви до сих пор не возвращены законному
владельцу – ААЦ.
Но сама Грузинская епархия ААЦ не имеет никакого юридического статуса.
А это значит, что даже если предстоятель епархии потребует возвращения
церкви, то с правовой точки зрения это просто невозможно. История с
«Норашеном», да и с другими историко-культурными памятниками в Грузии
идет вразрез декларируемой официальным Тбилиси дружбы и добрососедства
между Арменией и Грузией. Действительно, наличие разногласий между
двумя христианскими странами Южного Кавказа не иначе как нонсенсом не
назовешь. Однако не следует забывать, что Грузия всегда тяготела к
исламскому миру, что подтверждается все более укрепляющимися связями с
Турцией и Азербайджаном.
PanARMENIAN.Net 20.05.2008
|