Вторник, 16.04.2024, 12:38
Навигация сайта
Разделы каталога
Антиармянские публикации и акции
Статьи и мероприятия, направленные против граждан Грузии армянской национальности. Кому выгодно сеять межнациональную рознь и подливать масло в огонь шовинизма?
Армянские Церкви
Вопрос Норашена
Вопрос "спорных" армянских церквей Грузии и юридический статус грузинской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви.
Статьи о Тбилиси
Армяне Грузии
Тифлис и его окрестности
Справочник наименований
Тпхис-Тифлис-Тбилиси
Павел Шехтман -Пламя давних пожаров
Форма входа
Поиск по сайту
Партнёры
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Любите ли вы Тбилиси?
Всего ответов: 481

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика и ист. документы » Вопрос Норашена

Церковь "Норашен" в Тбилиси. Вандализм.
Конфликт 17-летней давности, связанный с одной из Армянских церквей Тбилиси - "Норашен", перерос в новую стадию, сопряженную с очевидной попыткой фальсификации исторических фактов.

В сообщении, полученном сегодня агентством АРМИНФО из епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии, некоторое время назад надгробные камни с грузинскими надписями вековой давности внезапно появились во дворе Армянской церкви "Норашен", которые, скорее всего, были привезены на их сегодняшнее место пребывания. В последнее время эти камни были аккуратно расположены непосредственно около стен церкви. Объяснением этому однозначно является желание "подтвердить" то, что церковь фактически является Грузинской Православной церковью. Согласно утверждениям грузинского священника Тариэла, армяне ни в коем случае не позволили бы похоронить грузинских священников перед своей церковью. В то же самое время, поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма - с них были стерты армянские надписи.

Церковь "Норашен" расположена в Тбилиси, на ул. Леселидзе. По левую сторону от нее находится Греческая церковь, ныне трансформировавшаяся в Грузинскую; справа от нее находится Грузинская церковь Сиони; несколькими метрами ниже находятся Синагога и Мечеть. На протяжении многих веков различные конфессии в мире и дружбе сосуществовали друг рядом с другом.

Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В 1650 Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. В дальнейшем церковь повторно реставрировалась в 1795 г., 1808 г. и 1875 г. Во дворе церкви находятся могилы усопших Лиды Тамамшян, нескольких человек из рода Вартановых и г-жи Катаринэ Придонян. По-поводу строительства улицы “Армянский базар” (ныне Леселидзе) в 1924- 1925 г.г. была создана специальная группа, которая проголосовала за разрушение “Норашена”, однако этому противостоял Н. Северов и решение не утвердилось. Сессия состоялась 2 июля 1925 г. Далее, в советское время церковь использовалась в качестве архива.

Со временем, в 1989, чуть раньше восстановления государственной независимости Грузии, под влиянием ультранационалистически настроенного президента Грузии Звияда Гамсахурдиа, грузины интенсифицировали и расширили свою деятельность по отношению к церкви с целью ее превращения в Грузинскую Православную церковь. Эти действия достигли кульминации в 1994 г., когда местные Армяне заволновались, узнав, что все значительные книги были изъяты из архива. События показывали, что "Норашен" ожидает участь, схожая с участью другой Армянской церкви “Кармир Аветаран”, некогда бывшей самой высокой (40 метров) Армянской церковью Тбилиси и уничтоженной в 1989 г.

25 января 1995 г. армяне, проживающие неподалеку от церкви “Норашен”, отмечали, что некоторые “восстановительные” работы проводились внутри церкви. Официальный протест, высказанный в адрес Грузинского Духовенства Послом Армении в Грузии, г-ном Хачатряном и Президентом Армянской Ассоциации Милосердия и Культуры, Мурадяном, по поводу “реставрационных” работ, Отцом Тариэлом были восприняты оскорблением. Спустя три дня, Тер Егише, армянский священнослужитель поймал того же самого Тариэла с топором в руках при исполнении “восстановительных” работ, заключающихся в разрушении Алтаря. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие Армянские надписи, два Хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов также были повреждены и уничтожены.

15 февраля церковь была освящена как Грузинская Православная церковь, а чуть позже она была закрыта.

ArmInfo
03.01.05
Категория: Вопрос Норашена | Добавил: tiflis (03.01.2005)
Просмотров: 712
Послать в