АРМЯНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ТИФЛИСА
Известно,
что в Грузии издавна проживало много армян, большинство из которых
владело собственным жилым имуществом. По переписи, проведенной
духовенством в 1821 го
ду, оказалось домов:
| грузин и русских
| армян |
Тифлис | 417 | 2951 |
Гори
| 121
| 331 |
Телави
| 74 | 236 |
Сигнахи
| 12
| 377 |
Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, — пишет Владыкин, — что в 1803 году в Тифлисе считалось до 2700 до
мов, из которых более 2500 принадлежало армянам. Таким образом, столица составляла тогда вполне собственность ар
мянскую". (Путеводитель по Кавказу Владыкина, с.300.)
Негри и Гамба, характеризуя демографическую ситуацию в том же городе в первые десятилетия XIX века, свидетельст
вуют: "Число жителей Тифлиса свыше 20 тысяч. Из 2-х тысяч находящихся в нем домов почти все (не менее 1800) принад
лежат армянам". (М.Полиевктов и Г.Натадзе. "Старый Тиф
лис", Госкомиздат, 1929.)
"Очень большой процент домов, торговых и промышлен
ных предприятий находился в руках армян..." — констатирует в своих воспоминаниях Дм.Шаликашвили ("Свободная Грузия", 29.01.94).
Наконец, Д.Бакрадзе и И.Бердзенов удостоверяют, что большинство домов в европейском вкусе было обязано сво
им
возникновением предприимчивости армян. (Д.Бакрадзе и И.Бердзенов.
"Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд.
Г.Беренштама, С-Петербург, 1870 г).
Собственные дома армян
располагались в основном в центральной части города. В частности, на
Головинском проспекте (ныне проспект Руставели) находились дома
Ми-риманова, Тер-Грикурова, Ананова, Шахмурадова, Арцру-ни, Сараджева,
Онанова, Ротинянца; на Эриванской площа
ди
(ныне площадь Свободы) — Сумбатова, Харазова, Тер-Асатурова, Ишханова;
в Сололаках, в самом престижном районе — братьев Сейлановых, Тамамшева,
Гамбарова, Хала-това, Шадинова, Ахвердова, Амирагова, Шароева,
Коргано-ва, Алиханова, Манташева, Арамянца, Агабабова, Ионесиа-ни,
Питоева, Гургенова, Долуханова, Милова, Бозарджянца, Каламкарова,
Казарова, Бебутова, Ениколопова, Тандоева и других. Армяне имели также
частные дома на Михайловском проспекте (ныне проспект Давида
Строителя), в районах Ве
ры и Авлабара.
Самым большим домом до революции считался дом Ман
ташева по ул.Гановская 3/5 (ныне ул.Галактиона).
Не
только жилые, но и ряд общественных, промышлен-ных, торговых и
религиозных сооружений, принадлежащих армянам, считались вне
конкуренции в отношении своей монументальности. Так, например, самым
большим церков
ным зданием был Ванкский собор, самой большой гостиницей — "Мажестик" (Арамянцевский дом), самым значитель
ным
мостом был Мнацакановский, а самыми крупными торговыми объектами
считались торговые ряды Манташева и караван-сарай Тамамшева.
Строительство караван-сараев имеет в Грузии давние тра
диции. Один из первых караван-сараев XIX века принадле
жал Арцруни и был выстроен в 1820 году рядом с Сионским собором (ныне Тбилисский этнографический музей). 11 ла
вок
первого этажа занимали портные и сапожники, в 25 магазинах второго
этажа торговали европейской и азиатской шерстью, шелком и другими
товарами, на верхнем этаже бы
ла гостиница на 33 номера.
По плану 1828 года караван-сараев было шесть: Арцруни, ца
ревнин, преосвященного Нерсеса, князя Бебутова, Питоева и Чарвадарова.
В
1830 году у Авлабарского моста возводится караван-сарай Шадиновых, в
1840 году на противоположном берегу — Зуба-лашвили (Зубаловых), в 1850
несколько караван-сараев стро
ится
на Воронцовской улице (Тамамшева в 1835 г., Халатова и Гусейн-Оглы в
1858 г.).Караван-сараи появляются позже и2021в новых районах Тифлиса —
Тамамшева на Эриванской пло
щади, Арцруни на Дворцовой улице. Их строительство пре
кращается в 70 гг. XIX века. (Т.Квирквелия. "Архитектура Тбилиси", Стройиздат, 1985, с.62.)
Кстати,
к началу 1840-х годов Эриванская площадь как центр нового города в
значительной степени представляла пустырь, прорезанный оврагами, через
которые для пешехо
дов были проложены деревянные мостки. Только со строи
тельством в 1845 году караван-сарая Тамамшева площадь приняла более благоустроенный вид.
В старом Тифлисе было много армянских церквей. В про
шлом столетии их насчитывалось не менее двадцати четырех. Самой древней армянской церковью являлась ныне действу
ющая Сурб-Геворг, возведенная до 7 и пересторенная в 1251 году, а самой высокой — Шамхорская.
Знаменитые серные бани, о которых с восхищением от
зывались А.Дюма, А.Пушкин и другие знаменитые личнос
ти, составляли гордость столицы и в основном также принад
лежали
армянам. Сумбатовская, Бебутовская и Мирзоевская бани считались самыми
старыми и были построены в первой половине XYII века. Кроме них,
поданным 1916 года, в горо
де функционировали бани Цовьянова,Тамамшева, Едигаро-ва, князей Абамелика и Аргутинского. Позже к ним прибави
лись соответствующие заведения "банного короля" Гогило-ва.
Из 7 действующих до революции мостов два имели "ар
мянское" происхождение — Мадатовский, соединявший од
ноименный остров о правым берегом Куры, и Мнацаканов-ский (на месте нынешнего 300 арагвинцев).
ОНИ СТРОИЛИ ДЛЯ РОДНОГО ГОРОДА
Грузия
вошла в состав России в 1798 году, а с 20 гг. XIX столетия Тифлис начал
расширяться. Он преимущественно отстраивался за счет армянского
капитала как администра
тивный центр Кавказа и во многом благодаря армянским предпринимателям-миллионерам стал городом.
До
начала XX века было воздвигнуто немало крупных и важных объектов.
Армянские богачи, нефтяники, купцы, жившие в это время и являвшиеся в
большинстве коренными тифлисцами, вкладывали большие суммы для
возведения разнообразных сооружений — как торгово-промышленного и
культурного назначения, так и красивых и оригинальных в архитектурном
отношении особняков. Они строили дома и дворцы, мосты и заводы, театры
и больницы...
Именно в указанный период Г.Адельханов построил ко
жевенную
и обувную фабрики в Ортачала (район Тбилиси), Г.Сафаров и Энфианджианцы
— четыре табачные, Х.Афри-кянц — многоэтажный подземный и надземный
склад, А.Мнацаканов — мост (построил за 25 тысяч рублей и пода
рил городу), К.Алиханов - консерваторию, М.Арамянц -больницу.
В
середине XIX века в центре Эриванской площади было построено
великолепное здание — театр, который был обязан своим рождением
богатому тифлисскому купцу, почетному гражданину города Гавриилу
Тамамшеву. Проект принадле
жал
архитектору Джованни Скудиери, а внутренняя отделка была выполнена по
эскизам известного русского художника Г.Гагарина. Оно было заложено в
1847 году, а открыто 12 ап
реля
1851 года. Это было первое в Закавказье здание театра, в котором
ставили спектакли различные театральные труппы и оперный театр.
Современники с восхищением отзывались о театре и сравнивали его со
зданием парижской Гранд-Опера. Писатель В.Соллогуб писал: "Сооруженный
в Тифлисе, на111Эриванской площади, театр по внутренней отделке не
найдет себе нигде подобного. Он похож на огромный браслет из раз
ных
эмалей, сделанный по восточным рисункам..." Столь же восторженно
отзывался о театре А.Дюма-отец, посетивший Тифлис в 1859 году: "За всю
жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может
сравниться с тифлис
ским театром". Театр просуществовал всего 23 сезона. 11 сентября 1874 года, когда шла опера "Норма", он из-за бес
печности какого-то работника сгорел и впоследствии не вос
станавливался.
Тем
же Тамамшевым и на том же месте был построен самый крупный в городе
караван-сарай, просуществовавший до 1934 года и снесенный при
реконструкции площади.
6 февраля 1901 года было торжественно освящено здание "Артистического общества", построенное на средства круп
ного тифлисского коммерсанта и мецената Исая Питоева. Одно из красивейших сооружений столицы Грузии (в насто
ящее время - Тбилисский государственный академический театр им.Руставели) строилось по проекту известных архи
текторов
К.Татищева и А.Шимкевича. Фасад, возведенный в стиле барокко,
представляет собой один из лучших образцов внешнего оформления
тбилисских построек. Большой инте
рес представляет внутренняя отделка театрального зала с бо
гатыми
лепными украшениями его плафона. Для отделки здания Питоев пригласил в
Тифлис лучших итальянских и греческих мастеров лепного дела."
Здание это предназначено служить храмом искусства, аре
ной для объединения общества на самой благородной и воз
вышенной почве", — писала газета "Кавказ" от 8 февраля 1901 года.
Выходец
из Персии, богатый откупщик, делец и комбинатор В.Аршакуни,
перебравшись в Тифлис, построил здесь на ул.Грибоедова в 50-х гг.
прошлого столетия (проект архи
тектора Г.Иванова) огромный дом в восточном стиле, пора
жавший своей внутренней отделкой. Он вложил свои милли-оны в строительство дворца с целью принять в нем высоко
поставленное лицо императорской фамилии, которому по предписанию врачей нужен был юг... После смерти владель
ца дом стал переходить из рук в руки. До 1886 года здание бы
ло занято "тифлисским кружком", потом "тифлисским му
зыкальным кружком", "коммерческим клубом", а с 1922 го
да в нем располагается Тбилисская академия художеств.
В районе Сололака находятся два красивых здания, свя
занные с именем известного нефтепромышленника и меце
ната
А.И.Манташева. В двухэтажном красивом особняке по ул.Паскевича (ныне
ул.Кикодзе) он в основном жил со своей большой семьей (сейчас в нем
располагается Дом искусств Грузии), а одним из последних его добрых дел
стала построй
ка
на его средства в 1910-1911 гг. торговой школы (ныне 43 средняя русская
школа), ставшая для армянства поистине просветительским центром и
которую в советское время окончили многие видные наши соотечественники,
такие как М.Таривердиев, Э.Хагагортян, Л.Кулиджанов, Г.Бежанов,
Е.Башинджагян, А.Тер-Григорян, А.Мурадов, Т.Зурабян,
Ф.Колунцев(Бархударян) и другие. Интересно, кроме того, отметить, что
клубы воспитаников манташевской школы функционируют в Ереване, Москве и
Киеве, где живут и тру
дятся вместе с представителями других национальностей и наши соотечественники.
ОНИ СТРОИЛИ ТБИЛИСИ
Многие
грандиозные и уникальные архитектурные со-оружения столицы Грузии
обязаны своим существованием не только капиталу богатых армян, но и
самобытному таланту их соотечественников — архитекторов, живших и
творивших в Тифлисе. Творческая жизнь наиболее известных из них
представляет несомненный интерес.
М.П.Оганджанов (1870-1916)Творчество
этого архитектора охватывает период с концаXIX века до первой
мировой войны.В своих работах активно внедрял стиль модерн. По его
проектам в Тифлисе было построено немало жилых и общественных зданий,
среди которых следует выделить следующие:
Здание конторы
Государственного банка (ул.Пурцеладзе), далее — Министерство финансов
Грузии (ныне филиал Национальной библиотеки Грузии), Здание Тифлисского
общества взаимного кредита (ул.Лео-нидзе; ныне — Государственный банк
Грузии), Здание больницы умалишенных им.Зубалова (ул.Бр.Зуба-лашвили;
ныне — детская больница),Жилой дом табачного промышленника
Н.Бозарджянца (ул.Чонкадзе),Здание Тифлиссого общества взаимного
кредита и жилой дом Бозарджянца были премированы в 1915 году за лучший
фасад.
КА.Саркисян (1874-1946)Творчество этого
архитектора охватывает период с началаXX века до установления
Советской власти.С 1917 по 1924 гг. в должности профессора преподавал
теоретические предметы и вел курсовое и дипломное проектирование на
архитектурном факультете Тбилисской академии художеств.133Воспитал
целую плеяду грузинских архитекторов и проектировщиков, любовно
называвших его "отцом грузинской архитектуры".Один из первооткрывателей
стиля модерн в Тифлисе. По его проектам были построены ряд общественных
и жилых зданий, среди которых следует выделить следующие: Здание
народного театра Зубалова (1902 г., ул.Марджанишвили; ныне —
Государственный академический театр им. К. Марджанишвили);Здание
Офицерского общества (1903, ул.Марджанишвили; ныне —
универмаг);Манташевские торговые ряды (1903, Ватный ряд; ныне -обувная
фабрика);Манташевская торговая школа (1910-1911, ул.Асатиани; ныне — 43
русская средняя школа);Жилой и доходный дом Манташева (ул.Галактиона
3/5) — самый большой жилой дом в городе в дореволюционный период;Жилой
и доходный дом Манташева (пр.Д.Строителя, 27); Жилой дом купца
Калантарова, возведенный в отличие от других в мавританском стиле
(ул.Асатиани, 27); Жилой и доходный дом крупных промышленников
Анано-вых (ул.Грибоедова, 13) - первый дом Тифлиса, построенный в стиле
модерн (1903).
Г.М.Тер-Микелов (1874-1949)Самый известный
тбилисский архитектор, заслуженный деятель искусств Грузии,
член-корреспондент Всесоюзной академии архитектуры.В течение ряда лет
Г.М.Тер-Микелов преподавал в звании профессора на архитектурном
факультете Тбилисской академии художеств, где руководил курсовыми и
дипломными проектами.Творческая деятельность охватывает дореволюционный
и советский период.Выделяясь высоким профессионализмом и строгим
вкусом, в своих работах в основном использовал стиль
ренесанс-барокко.По его проектам были построены ряд общественных и
жилых зданий, среди которых следует выделить следующие: Гостиница
"Мажестик" (1916, пр.Руставели; ныне-на месте первозданного
разрушенного войной возведено новое здание гостиницы), построенная в
стиле модерн и удостоенная золотой медали на выставке в Париже; Здание
Театра юного зрителя (пр.Д.Строителя; ныне — Дом
железнодорожника);Здание железнодорожного вокзала (пл.Вокзальная; ныне
— на месте первозданного разрушенного возведено новое здание
вокзала);Здание коньячного завода (1940), выполненное в стиле
национального грузинского своеобразия и колорита; Жилой и доходный
дом купца Мелик-Дадаяна (1915, пр.Д.Строителя; бывший Институт
путей сообщения, ныне — железнодорожный техникум);Жилой и доходный дом
купцов Миловых (1914, ул.Кикодзе,11) — один из красивых жилых домов
дореволюционного Тифлиса;Жилой дом работников Тифлисской
республиканской конторы Госбанка СССР (1927, ул.Чонкадзе).
Х.Б.Тер-Саркисов (Сатунц) (1875-1917)Творчество
этого архитектора охватывает период с начала XX века до первой мировой
войны.По его проектам в Тифлисе был построен ряд жилых и общественных
зданий, среди которых следует выделить следующие:Здание театра
грузинского дворянства (1905-1908, пр.Руставели; в советский период на
протяжении долгих лет здесь размещался Тбилисский государственный
академический театр им.А.Грибоедова, в 70 годы в связи с реконструкцией
головной части пр.Руставели здание было снесено и на этом месте
возведено новое, где в настоящее время размещается указанный
театр);Здание канцелярии наместника (1914, ул.Ингороква; ныне -Институт
языкознания АН Грузии); Здание Центрального почтамта (1914,
пр.Д.Строителя);134135Жилой и доходный дом Пирумова (1911,
ул.Боржомская,10; ныне — 2-ой городской тубдиспансер);Жилой дом врача
Шахмурадова (1913, ул.М.Костава; впос-ледствии здание было
переоборудовано под лечебницу и в настоящее время в нем располагается
Институт физиологии и патологии им.Жордания);Жилой дом Манташева
(ул.Кикодзе; ныне Дом искусств Грузии).
Здание киностудии "Грузия-фильм", построенного в1929-1931 годах по
проекту тбилисского архитектора-армянина М.Бузоглы, ясно выражает
элементы поиска грузинского стиля. К этому времени в городе было
сооружено много разнообразных сооружений, большинство из которых было
обязано своим возникновением предприимчивости армян. Возводили они в
массовом количестве жилые дома, а также немало общественных и
коммунально-промышленных зданий, которые по своей архитектуре
представляли собой сочетание местных строительно-художественных приемов
и элементов русской архитектуры XX века (О.Х.Халпах-чьян,
"Армяно-русские отношения и их отражение в архитектуре", АН Арм.ССР,
1957).
Интенсивные строительные работы, которые велись, свидетельствовали о
том внимании, которое уделялось раз-витию и внешнему облику Тифлиса —
прекрасным примером системности его застройки является район Сололака.
Здесь много красивых и непохожих друг на друга жилых и общественных
зданий, построенных по проектам талантливых архитекторов-армян в конце
XIX — начале XX века.
Градостроительный талант армян был известен давно. Знали об этом и в
Грузии. В YII веке ее властители обратились к армянскому зодчему
Тодосаку с просьбой возвести храмы в их владениях. На стенах
построенных им церквей сохранились строительные знаки его мастеров, их
армянские инициалы и лапидарные надписи самого зодчего: "Я, Тодо-сак,
строитель святой церкви..." Ниже перечислены его помощники - Агарон,
Григор и имена других армян. (Энциклопедия путешественника", Ереван,
1993.) Им построен, в частности, Атенский собор, находящийся в
нескольких километрах в Гори.
Традиции высокого профессионального мастерства были продолжены через
много веков его не менее способными последователями, творившими в
Грузии. Молодые архитекто-ры, получив специальное образование в Москве
и Петербурге, возвращались в родной Тифлис, где развивали бурную
строительную деятельность.
С именем архитектора К.Саркисяна (Саркисова) тесно связана архитектура Тифлиса первой четверти XX века.
В этом же городе прошла вся творческая жизнь архитектора
Х.Тер-Саркисова (Сатунц), по проектам которого здесь были построены
здание Дворянского собрания, канцелярия наместника и ряд других зданий.
Возведение некоторых впечатляющих особняков богатых и влиятельных армян — плоды деятельности Г.Аладжана.
Интересные страницы в архитектурной летописи столицы Грузии принадлежат
известному своими оригинальными постройками Г.Тер-Микелову.
Не менее прекрасные сооружения были созданы М.Оган-джановым.
Плодотворной была деятельность П.Зурабяна — в Тифлисе, Гагре, Боржоми,
Абастумани и других местах он сооружал десятки зданий различного
характера.
В самых престижных грузинских курортах оставил свой яркий
градостроительный след М.Бузоглы. По его проектам были построены в
целом курорты Менджи и Цхалтубо.
В Тбилиси провел часть жизни незаурядный архитектор Д.Числиев
(Числиян), благодаря которому город обогатился зданиями "Дома
офицеров", редакции "Заря Востока" и комплексом жилых домов для
трамвайщиков.
Архитектору Г.Микаэляну столица обязана Домом книги и строительством
набережных на левом берегу Куры (между мостами Элбакидзе и Бараташвили).
Оставили свое имя на возведенных ими монументальных зданиях цирка и
ИМЭЛа С.Сатунц и П.Сардарян, а не имеющий аналогов Пицундский курортный
комплекс и вокзал в Гаграх обязаны своим рождением известным советским
архитекторам — тбилисцу Ю.Яралову и батумцу М.Мндоянцу.
Наиболее значительные общественные сооружения г.Цхинвали (гостиница, театр, банк, Дом Советов) созданы А.Тер-Степановым.166167
Свою лепту внесли также тбилисские архитекторы Р.Ага-бабян, К.Ахвердов, Е.Галумов, М.Лисинова, Н.Мадатов. А.Саркисов, О.Хизанян.
Архитектурная панорама Грузии, и в частности ее столицы, многим обязана
таланту армянских зодчих, и эти прекрасные здания всегда будут
напоминать об именах их создателей.
ОНИ СТРОИЛИ КУРОРТЫ ГРУЗИИ
Деятельность архитекторов-армян была сконцентрирована не только в
столице Грузии, но и получила свое отражение в других ее уголках, в
первую очередь на известных курортах. Архитектурный облик последних в
большой степени связан с именами самобытных зодчих, о которых и пойдет
речь.
П.А.Зурабян (Зограбян) (1874-1942)
Творчество этого архитектора охватывает период с конца XIX века до 40-х
годов XX столетия. До 1921 года деятельность разворачивалась в столице
Грузии, а с 1921 по 1938 год была в целом посвящена проектированию и
строительству домов отдыха и санаториев для престижных грузинских
курортов, в частности Абастумани, Боржоми, Гагра и других.
Из сооружений, возведенных в Тбилиси, следует выде-лить следующие:Здание Нерсисяновской семинарии (1909-1911, Арсенальная гора);
Больничные павильоны им.Арамянца и Зубалова в Больничном городке (ныне
1-ая городская больница на Авлабаре); Здание больницы "Красного Креста"
(ул.Узнадзе, ныне больница скорой помощи);
Здание родильного дома (ул.Советская, в течение долгих лет — Городской родильный дом № 1);
Здание больницы и поликлиники Заклечкомиссии (ул.Ме-ликишвили, ныне — Лечкомбинат); Здание Синагоги (ул.Иванидзе);
Здание армянской Камоевской церкви (пр.Руставели, была снесена);
Здание Тбилисского отделения Волжско-Камского банка (ул. Кецховели, ныне — филиал Национальной библиотеки Грузии);
Не менее 30 жилых и доходных больших домов в различных частях города
для представителей крупной армянской буржуазии, носивших свойственные
для того времени характер эклектизма.
Из сооружений, возведенных на курортах, следует выделить следующие:
Планировка и строительство некоторых объектов курорта Шови;
Здания санаториев Главсоцстраха и "Аразиндо" в Абастумани;
Здания домов отдыха "Чай-Грузия" и бывшего Зак.ГПУ в Гаграх;
Здание дома отдыха Пищевкус в Боржоми. Кроме того, П.Зурабян осуществил
реконструкцию и приспособление целого ряда домов под помещения
санаториев и домов отдыха в Боржоми, Цагвери, Бакуриани и Абастумани.
М.В.Бузоглы (1879-1959)
Творчество этого архитектора охватывает период с начала до середины XX века.
С 1927 года вел преподавательскую работу в Политехническом институте и
в Институте инженеров железнодорожного транспорта. Был членом правления
Союза архитекторов Грузии. Деятельность разворачивалась в двух
основных направлениях: промышленная архитектура (с 1911 года) и
курортное строительство (с 1933 года). Его работы, в частности
планировка курортных зданий, исполнены в классических формах.
Первый проектировщик и создатель чайных фабрик в Грузии.
Основоположник национального курортного строительства.
Из сооружений, возведенных в первый период деятельности, следует выделить:
Бензохранилище на 3300 тонн и завод бочек для экспорта минерального масла в Батуми (1911-1915);
Первые чайные фабрики в Чаква (1927) и Зугдиди (1931);
Многоэтажный склад для вина в Поти (1932).
Наиболее плодотворен и неоценим творческий этап курортного строительства, в котором необходимо выделить следующие достижения:
Автор генеральных планов курортов Кобулети (вместе с Залдастанишвили), Боржоми и Бахмаро;
Автор проекта и последующего строительства 50% капитальных зданий
курорта Цхалтубо, в том числе санатория, поликлиники, ванных помещений
№ 7, гостиницы, кинотеатра на 600 мест и т.д.;
Автор проекта и последующего строительства 100% капитальных зданий
курорта Менджи (т.е. М.Бузоглы фактически является создателем
указанного курорта);
Здание Физиотерапевтического института в Боржоми;
Здание грязелечебницы в Ахтала.
В Тбилиси — здание Госкинпрома или киностудии "Грузия-фильм" (пр.
Д.Строителя; ныне - Грузинская студия научно-популярных и
документальных фильмов).
М.В.Бузоглы внес ценный вклад в развитие грузинского советского зодчества.
УНИКАЛЬНЫЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ СООРУЖЕНИЯ
Дореволюционный период
Самая большая гостиница — гостиница "Мажестик" - архитектор Г.М.Тер-Микелов.
Самый крупный торговый объект — Манташевские торговые ряды — архитектор К.А.Саркисян.
Самое красивое общественное здание — здание Тифлисского общества взаимного кредита — архитектор М.П.Оганд-жанов.
Самый большой жилой дом — жилой и доходный дом Манташева — архитектор К.А.Саркисян.
Самый красивый жилой дом — жилой дом Бозарджянца -архитектор М.П.Оганджанов.
Первый дом в стиле модерн - жилой и доходный дом Анановых — архитектор К.А.Саркисян.
Советский период
Первый комплекс жилых домов — "Дом трамвайщиков"— архитектор Д.Г.Числиев.
Памятник архитектуры Общесоюзного значения — зда-ние ИМЭЛа — архитектор П.М.Сардарян (совместно с А.В.Щусевым).
Памятники архитектуры республиканского значения:
Здание НИИ генеративной функции человека им.Жордания — архитектор Х.Б.Сатунц;
Здание госцирка — архитектор С.Х.Сатунц (совместно с Н.Непринцевым и В.Урушадзе);
Здание гостиницы "Тбилиси" (ранее "Мажестик") — архитектор Г.М.Тер-Микелов;
Здание редакции газеты "Заря Востока" — архитектор Д.Г.Числиев;
Здание Госбанка Грузии - архитектор М.П.Оганджанов;
Здание филиала Центральной публичной библиотеки — архитектор М.П.Оганджанов;
Здание Госкинпрома — архитектор М.В.Бузоглы.
Другие постройки:
Тоннель Тбилисского Ботанического сада — инженер К.Хатисов (совместно с Брайловским, 1912-1913 гг).
Мост над водопадом Тбилисского Ботанического сада -инженер Н.Ротинов (1913 г).
Мост через р. Куру в г.Гори — инженер Н.Ротинов (1908 г).
Мост им.Челюскинцев через р. Куру в г.Тбилиси — инженер К.Завриев.
Архитектурное оформление крупных электростанций -архитектор М.М.Бузоглы.